На днях консалтинговая компания КМПГ выпустила исследование о том, насколько разные страны готовы к появлению беспилотного транспорта. По уровню готовности Россия заняла 22-е место из 25. Многие российские эксперты не согласны с результатами. По их словам, в исследовании не учтены многие проекты. Мы решили узнать, как обстоят дела с беспилотным транспортом в России.
ШАТЛ
Одна из площадок тестирования беспилотного транспорта в России — полигон ФГУП «НАМИ». На его территории есть основные элементы инфраструктуры обычной дороги, муляжи других транспортных средств и даже зданий. Конфигурацию полигона можно менять в зависимости от задач. Сейчас тестирования на нем проводят 13 компаний.
Самым известным проектом из тестируемых в «НАМИ» можно назвать электробус ШАТЛ. Это совместная разработка «КАМАЗа» и «НАМИ». Беспилотник может придерживаться заданного маршрута, останавливаться для посадки и высадки пассажиров. Предусмотрена функция остановки «по требованию». ШАТЛ рассчитан на 12 пассажиров. Передвигается электробус со скоростью 5 км/ч, запас хода — 50 км. Когда все необходимые тестирования будут пройдены, ШАТЛ «разгонят» до 45 км/ч.
![](https://truesharing.ru/wp-content/uploads/2019/02/ШАТЛ.jpg)
Беспилотный грузовик «КАМАЗ»
У «КАМАЗа» есть еще один проект — беспилотный грузовик. Он проходит активное тестирование, в том числе и на территории завода. 8 мая 2018 года три беспилотных «КАМАЗа» приняли участие в испытаниях на подходе к Крымскому мосту. В планах компании наладить серийный выпуск беспилотных грузовиков к 2025 году.
![](https://truesharing.ru/wp-content/uploads/2019/02/Беспилотный-КАМАЗ.jpg)
Проекты Avrora Robotics
«КБ Аврора», больше известная под брендом Avrora Robotics, тоже проводит тесты своих проектов на площадке «НАМИ». Компания занимается разработкой техники для разных сфер жизни.
Проект «АгроБот» — это универсальная платформа для сельхозтехники. За счет сменяемых модулей с ее помощью можно собрать разные виды беспилотного транспорта для нужд сельского хозяйства.
![](https://truesharing.ru/wp-content/uploads/2019/02/avrora_20161003-1024x683.jpg)
Еще одна разработка Avrora Robotics — Мобильная Автономная Роботизированная Система (МАРС). Это беспилотный вездеход повышенной проходимости. Он предназначен, в первую очередь, для военных нужд. Его можно десантировать при помощи парашютной системы. В обычной жизни МАРС нужен там, где человек сам не справится – в труднопроходимой местности или в условиях опасности для жизни.
![](https://truesharing.ru/wp-content/uploads/2019/02/DSC_0506-1024x683.jpg)
Проекты «КаргоБот» и «ВендБот» имеют одну платформу от Avrora Robotics. Оба представляют собой беспилотные автомобили-автобусы. В зависимости от назначения такие автобусы могут доставлять грузы или перемещаться по территории парков с вендинговыми автоматами внутри.
![](https://truesharing.ru/wp-content/uploads/2019/02/ВендБот.jpg)
Есть у Avrora Roborics разработка и для сферы развлечений — «Аквабот». Это плавающие прогулочные платформы с автопилотом.
Также существует образовательный проект «Юниор», созданный Avrora Roborics. В него входит непосредственно образовательная программа, линейка модулей для практических занятий, онлайн-центр компетенций и учебно-методический комплекс. Раз в год компания проводит соревнования «Юниор-Рейс».
«MatrЁshka» от Volgabus
Разработкой модульной системы беспилотного коммерческого транспорта занимается проект «MatrЁshka» холдинга Volgabus. Беспилотники «MatrЁshka» могут не только следовать по маршруту и останавливаться на остановках, но и обучаться во время пути. Весь транспорт объединен в одну нейронную сеть и может обмениваться информацией вне зависимости от местоположения. Первые открытые испытания «MatrЁshka» прошли на полигоне «Калибр» в августе 2017 года.
![](https://truesharing.ru/wp-content/uploads/2019/02/8944e95787618e5042025bc87e282eb2.jpg)
Программное обеспечение и оборудование для беспилотного транспорта
Еще одно решение в сфере сельского хозяйства предлагает Cognitive Technologies. Компания разработала агродроид – универсальную систему управления беспилотной сельхозтехникой. Агродроид под названием Cognitive Agro Pilot можно подключить к трактору, опрыскивателю или комбайну. Монтаж системы занимает один день.
У компании также есть наработки для автономного вождения – 4D радар. Он способен работать днем и ночью при любых погодных условиях. Заявленная точность обнаружения объектов – 97,7% на расстоянии до 300 метров.
Компания «СтарЛайн» создает оборудование, которое можно внедрить в обычные модели автомобилей. Их беспилотный автомобиль на базе Skoda принял участие в государственном проекте «Караван», в рамках которого участники провели испытания беспилотников на участке федеральной трассы А-290.
![](https://truesharing.ru/wp-content/uploads/2019/02/StarLine.jpg)
Беспилотное Яндекс.Такси
Единственный на сегодняшний день проект беспилотного транспорта, который доступен обычным пользователям, это Яндекс.Такси. Сейчас автомобили можно вызвать на двух площадках – в научно-техническом комплексе Сколково и в Иннополисе, расположенном недалеко от Казани.
Если в Сколково сервис доступен только для резидентов комплекса, то в Иннополисе беспилотным такси может воспользоваться любой желающий старше 18 лет, который зарегистрирован в проекте тестирования. Иннополис стал первым городом Европы, в котором можно воспользоваться беспилотником для повседневных поездок.
28 февраля мэр Иннополиса Руслан Шагалаев анонсировал расширение зоны передвижения беспилотного такси – из города теперь можно будет доехать до горнолыжного курорта «Свияжские холмы». Беспилотник будет передвигаться по малым дорогам без выезда на федеральную трассу.