Каршеринг в Санкт-Петербурге: вчера и сегодня. Плюсы и минусы (часть 1)

С чего начинался каршеринг в северной столице? Каршеровод Павел Новоселов вспоминает эту совсем еще молодую историю и разделяет ее на три главные вехи.

Стоит сказать, что иногда мы не задумываемся о том, как быстро мы привыкаем к новшествам, будь то мобильный телефон или ноутбук, смартфон или планшет. Рано или поздно ноу-хау входит в нашу жизнь, переставая быть чем-то из ряда вон выходящим. Так и случилось с каршерингом.

По данным на 2016 год, Санкт-Петербург находится на 12-м месте по степени автомобилизации, уступая многим другим субъектам РФ, что позволяет сделать некоторые выводы: например, что столичным людям зачастую проще пользоваться такси или метро. Так и зародилась новая идея городского транспорта.

StreetCar (закрылся)

Можно долго рассуждать, кто же был первым в реализации данной идеи в мире, но в Питере в 2014 году пионерами стали StreetCar – этакая комбинация каршеринга и классической аренды автомобиля, весьма быстро набравшая популярность среди петербуржцев и гостей столицы.

Суть заключалась в следующем: автомобили можно было получить примерно по восьми адресам в Санкт-Петербурге и Кронштадте, где в кооперации с частными и муниципальными автомобильными стоянками располагались парковки StreetCar. Пользователю при регистрации выдавалась ключ-карта (по аналогии с Colesa), с помощью которой можно было открыть/закрыть автомобиль. Сдавать же автомобиль обратно нужно было по тем же фиксированным адресам, однако без привязки к определенной парковке, что давало некую мобильность.

Но самое главное – автомобили, которые были доступны для аренды. Помимо популярных Rio и Solaris, в ассортименте были представлены BMW 116i, BMW 318i, VW Tiguan и даже VW Amarok, чего на сегодняшний день не предлагает никто. А ведь так было удобно купить новую кровать с матрасом в Икеа и не заморачиваться с доставкой на обычном седане, потому что под рукой был вместительный и шустрый пикап. Плюсы же от БМВ в том, что можно было взять вариант без брендирования – весьма неплохо для деловой встречи или головокружительного свидания. Тарификация была почасовая – 199 руб/час, причем за эти деньги можно было взять BMW 1er, и 279 руб/час за BMW 3er.

С резким скачком курса в 2015 году столь амбициозный проект канул в Лету. По сообщению от руководства компании, виной тому стала резко возросшая стоимость неограниченной страховки.

Плюсы

Внедорожники и премиальные автомобили, невысокая (даже по меркам 2014-го) стоимость аренды, отсутствие брендирования на некоторых автомобилях.

Минусы

Получение и сдача автомобиля только в определенных местах, невозможность поминутной аренды, сопоставимая стоимость бюджетных и премиальных моделей.

Colesa

Следующей вехой в развитии краткосрочной аренды в СПб стали Colesa, заботливо приславшие приглашение в середине 2016 года. Это было очень приятно, так как наряду с Anytime и Делимобиль Колеса были полноценным каршерингом, ограниченным лишь зоной завершения аренды, а также принципиально другой системой тарификации: платить нужно было по 2 руб/мин за саму аренду и еще 18 руб/км, что удобно, если стоять в пробках, и дорого, если много ездить. Бесплатная парковка – с 22:00 до 8:00, что достаточно удобно.

Главным же минусом была и остается очень ограниченная зона завершения аренды – от м. Технологический институт до м. Петроградская, что составляет всего лишь 1/6 часть города. Очень надеемся, что руководство компании нас услышит и зона завершения аренды увеличится хотя бы до размеров RentMee.

Зато выбор автомобиля здесь на редкость разнообразный: помимо классического Smart ForTwo 451, здесь представлены Kia Rio и Hyundai Solaris, а также Ford Fiesta – причем все хэтчбеки, также можно арендовать Skoda Octavia и Rapid. А на закуску – по городу катаются один Fiat 500 и два Mini Cooper. И наконец, самая крутая фишка этих машин – встроенная полноценная мультимедиа на Android с интегрированным приложением Colesa. Естественно, не забываем о преимуществах в виде Яндекс.Навигатора и музыки хоть с контакта, хоть с саундклауд, хоть с онлайн-радио.

На данный момент регистрация осуществляется следующим образом: вы подаете заявку на сайте, после одобрения вас приглашают для подписания документов в офис, через сутки активируют профиль. Важный момент: помимо документов, вам выдают ключ-карту, которая позволяет закрыть машину и автоматически поставить в режим «Ожидание» без использования мобильного приложения.

С конца февраля оператор ввел тариф Light: от 5 руб/мин в зависимости от класса а/м. Ожидание тарифицируется аналогично.

Плюсы

Разнообразный автопарк, гибкая тарификация, невысокая стоимость аренды, современная мультимедиа, возможность использования ключ-карты.

Минусы

Ограниченная зона завершения аренды, высокая стоимость ожидания в тарифе Light, маленький автопарк, необходимость посещения офиса или ожидания курьера для заключения договора.

Делимобиль

Делимобиль появился в Питере относительно поздно, в 2017 году, и вдохнул глоток свежего воздуха в столь скудный мир северностоличного каршеринга. Достаточно дружелюбная стоимость 7 руб/мин, никаких поездок в офис, бесплатная круглосуточная горячая линия и наличие топливной карты в автомобиле, а самое главное – автопарк из 300 машин на старте и возможность завершения аренды в пределах КАДа.

Нельзя не отметить некоторые позитивные моменты — наличие звуковой идентификации автомобиля (сигналом), участие в программе Аэрофлот-бонус и скидка 7% держателям карт некоторых популярных банков. Одно из важных обновлений — появление бесплатной ночной парковки с 00:00 до 05:59 ежедневно, также это единственный в Питере оператор, у которого доступно завершение аренды в аэропорту Пулково.

Также Делимобиль неоднократно проводит акции по бесплатному перегону автомобилей между двумя столицами — пока что, к сожалению, только из МСК в СПб. Ждем развития этой темы в плане возможности в любой момент совершить такую поездку, не только в рамках данной акции.

Плюсы

Самый большой автопарк в СПб, встроенные зарядки для мобильников, оптимальная тарификация, самое большое покрытие зоны завершения аренды, доступен аэропорт, есть акции по поездке в другой город, присутствие в других городах России, бесплатная ночная аренда.

Минусы

Не всегда удовлетворительное состояние авто, полное отсутствие разнообразия автопарка в СПб, а именно недоступность New Solaris и Renault Kaptur, отсутствие линейки «Бизнес», подвисающее приложение (частично исправлено с обновлением).

В следующей части я затрону ещё одного сильного игрока на рынке каршеринга в Санкт-Петербурге, более подробно разобрав его стратегию развития. Также расскажу про относительно новые компании, появившиеся у нас буквально недавно, и отмечу, что хотелось бы улучшить в их работе.

Промокоды автора, которые дадут бонусы вам и помогут сказать автору «спасибо» =)

  • промокод Делимобиль — 79818885080 (400 руб. на счет)
  • промокод YouDrive — SqllFt (скидка 50% на первую поездку)
  • промокод BelkaCar — SVNW4261 (300 руб. на счет)
  • промокод RentMee — НА5080 (250 руб. на счет)
  • промокод UrentCar — MRMWKL

Если вы хотите написать в блог каршеровода, свяжитесь с нами по почте. Если вам нужна помощь с блогом, напишите Polly Volkova в нашем телеграм-чате.