Лучший канал о каршеринге, более 13 000 читателей!

Кикшеринг YouDrive Lite открывает границы: Да здравствует Кипр!

Каршеровод Павел Новоселов оценивает появившиеся на Кипре электросамокаты YouDrive Lite и решает, могут ли они стать альтернативой неплохому местному общественному транспорту.

Что такое кикшеринг, в России узнали относительно недавно. Если быть точным, чуть больше года назад, когда такие гиганты рынка каршеринга, как YouDrive и Делимобиль, практически одновременно запустили свои проекты в славном городе Москва.

В начале 2019 года я нашел работу на Кипре, что, конечно, заставило меня позабыть о технологиях совместного использования, однако буквально через пару месяцев я совершенно случайно получил весточку от YouDrive Lite: кикшеринг в тестовом режиме запускается в Лимасоле.

Первый блин комом. Опыт в российской столице

Почему же такой оптимальный вид траспорта несильно популярен в России? Здесь можно выделить несколько причин:

1) Погодные условия. Я думаю, все понимают, что электросамокаты можно использовать от силы 5 месяцев в году. Представляете себе самокат на гололеде? Вот и я не могу.

2) Вандализм. Что вытворяют недоразвитые представители человеческого рода с авто каршеринга, мы уже видели. Что же может произойти пусть и с пристегнутым к забору самокатом, представить страшно.

3) Ценовая политика. Конечно, столь малые габариты несомненно дают преимущество в городе, однако арендовывать самокат по цене самого дешевого автомобиля из парка каршеринга иногда просто невменяемо. Особенно учитывая наличие в центре платной парковки и возможности найти свободное место.

4) Мобильность. Самый большой гвоздь в крышку гроба. Когда забрать и вернуть транспорт можно лишь в определенных местах, прелесть кикшеринга теряется, все становится слишком похожим на обычный прокат.

Дальше – больше. Кикшеринг открывает новые горизонты

Как мы знаем, YouDrive Lite пошел дальше, попробовав в конце сезона еще запустить прокат скутеров до кучи. Это тоже была интересная идея, более мобильная и универсальная, но на корню сгубленная ценообразованием. За такие деньги уже был и хороший выбор среди классического каршеринга.

В 2019 году компании-пионеры кикшеринга все-таки посчитали целесообразным развиваться в этом направлении, однако приложение с синей стрелочкой смогло продолжить работу только на территории других государств.

Насколько мне известно, сервис работает в Ереване с осени 2018-го, но до Армении я пока не добрался, зато могу совершенно точно рассказать вам, что же творится на Кипре.

Первое знакомство

Это было маленькое кафе в самом центре Лимасола, приятный прохладный вечер знойного августа и порядка пяти самокатов у входа. Как только я забронировал самокат и начал фотографировать царапину, ко мне подошел парень, кажется, Андрей, который оказался тестировщиком ЮДрайва, он же мне и объяснил, как передвигаться на этом двухколесном средстве, немного поведал о том, что работают они в тестовом режиме и, скорее всего, будут открываться в других городах на Кипре.

Модель самоката уже хорошо знакома каршероводам: конечно, речь о Segway Ninebot. Привыкать к чему-либо не пришлось, достаточно лишь было занять правильную позу, держа одну ногу в зоне досягаемости тормоза. Об этом вам также красноречиво напомнит приложение.

Первые ощущения были прекрасны, даже сравнимы с самой первой моей поездкой на казавшемся «взрослым» на тот момент велосипеде «Школьник». Я наслаждался каждой минутой и пообещал себе обязательно прокатиться еще раз, когда я буду в Лимасоле снова, так как проживаю я в Пафосе.

Тем не менее в мои планы внеслись некоторые коррективы, так как 1 сентября все самокаты на карте исчезли, а чуть позже стали появляться только в столице Кипра Никосии.

Но как-то в середине сентября дела занесли меня в Ларнаку, где я просто ради интереса снова запустил приложение…

Как же все-таки пользоваться?

Буду честным, зона завершения аренды довольно небольшая, поэтому съездить в торговый центр или на Соленое озеро у вас точно не получится. Зато проехать вдоль береговой линии от Маккензи Бич до Финникудеса — это пожалуйста. Логику чуть позже я понял: именно в этой зоне организованы велосипедные дорожки. С одной стороны, идея верная, с другой стороны, ориентирована она только на туристов, оставляя местное население по большей части за пределами синей зоны.

Бронирование осуществляется по факту прихода к самокату, что, конечно, тоже накладывает определенные риски, однако при населении города менее чем 100 000 жителей спрос не так велик. Приложение любезно указывает нам расстояние до ближайшего самоката, и мы отправляемся в путь.

В первую очередь после бронирования нас просят включить Bluetooth, по которому можно разблокировать самокат, и затем включается камера для прочтения QR-кода на руле. Если видимость недостаточная, то предлагается ввести код вручную. После этого нам выдают код обычного велосипедного замка и просят сфотографировать повреждения. После отправки фотографий автоматически начинается аренда и списываются 0.50€, а каждая последующая минута обходится в 0.15.

На ходу – впечатления и предостережения

После нажатия правого флажка самокат незаметно набирает 24-25 км/ч, только успевай засекать! И именно в этот момент становится понятно назначение велосипедных дорожек, а также начинают раздражать люди, гуляющие по ним, как по бульвару. Остановиться проще всего нажав ногой на задний тормоз, щиток которого прикрывает колесо, в особой ситуации помогая передним тормозом (левый флажок). И все же сигнала у самоката нет, поэтому приходится кричать «Рэээ!», поскольку русский мат в Ларнаке понимают немногие.

Также не забывайте, что батарея тоже не вечная, однако приложение заранее пишет запас хода, так что сориентироваться несложно. В среднем у найденных двухколесных наблюдалось по 15 км «заряда». Период респауна, по моим подсчетам, составляет около 3 часов, поэтому риска нарваться на откровенно севший самокат практически нету.

А еще стоит помнить, что велодорожки есть не везде. Движение по тротуарам формально не запрещено, однако местами они достаточно узкие, также очень много пешеходов, особенно в туристической части. Усугубляет ситуацию большое количество «антипарковочных» столбиков: если в такой влететь, мало не покажется. Ездить же по проезжей части опасно, культура вождения у киприотов немного хромает, вас могут смять и не заметить. Поэтому вывод один: ехать нужно по тротуару на максимально безопасной скорости. Для полицейских, выписывающих штрафы за парковку, несущийся по тротуарной плитке самокат был пустым местом, даже при наличии зрительного контакта.

Выводы

Незаметно день подошел к концу, мне нужно было ехать в сторону аэропорта, поэтому самокат был припаркован в конце синей зоны, у пляжа Mackenzie. Я завершил четвертую или пятую аренду, защелкнул кодовый замок, в очередной раз приложение попросило сделать фото самоката общим планом. Благодарность за пользование сервисом не вызывает у меня никаких эмоций, потому что я жду рейсовый автобус, который все-таки вынужден использовать. И тут настало время калькуляции.

За 5 часов пребывания в Ларнаке я находился в движении 2-2,5 часа, потратив примерно 21-22 евро. В пересчете на рубли это примерно около 1500. Недешево, очень недешево, причем последнюю поездку стоимостью 2,75 евро я легко мог пропустить, сразу воспользовавшись автобусом 425, который и так доставил меня в аэропорт. А ведь проезд стоит всего 1.5 евро.

Более того, у мировых компаний автопроката ценник суточной аренды автомобиля по состоянию на сентябрь составляет 27-29 евро. И это на СУТКИ!

Выводов писать не буду, думаю, что вам и так все понятно. Конечно, кикшеринг на Кипре вполне имеет право на жизнь, особенно популярна эта штука у студентов в Никосии, которые еще не получили водительское удостоверение. Но при такой ценовой политике YouDrive Lite является больше развлечением для туристов, нежели полноценной альтернативой общественному (довольно-таки неплохому) транспорту.

Советы руководству компании хотел бы дать по двум направлениям: придумайте, пожалуйста, гибкую тарификацию, часовые тарифы (привет от Делисамоката) и, конечно же, расширяйте зону покрытия в городах присутствия, возвращайтесь в Лимасол.

Промокоды автора, которые дадут бонусы вам и помогут сказать автору «спасибо» =)

  • промокод Делимобиль — 79818885080 (400 руб. на счет)
  • промокод BelkaCar — SVNW4261 (300 руб. на счет)
  • промокод YouDrive – SqllFt (скидка 50% на первую поездку)
  • промокод Rentmee – НА885080 (250 руб. на счет)
  • промокод UrentCar – MRMWKL (скидка 50% на первую поездку)
  • промокод МатрешCar – SNL4RD (300 руб. на счет)

Если вы хотите написать в блог каршеровода, свяжитесь с нами по почте. Если вам нужна помощь с блогом, напишите Polly Volkova в нашем телеграм-чате.

Правила сообщества
  • комментируйте!
  • будьте вежливы, уважайте участников;
  • старайтесь оставлять информативные, полезные и интересные комментарии;
  • соблюдайте действующее законодательство;
  • мы не приветствуем размещение промокодов и рекламы;
  • лучшие комментарии будут отмечены редакцией;
  • вы тоже можете стать автором или участником проекта и продвигать свои промокоды;