Интервью с основателем Carguru: «Я в одиночку создаю рынок каршеринга в Риге»

Каршеровод Алексей Рогожин, который уже написал в Блоги обширный разбор Carguru, встретился с основателем латвийского оператора Владимиром Рескайсом и расспросил его о том, как без партнеров, крупных вложений в рекламу и поддержки властей запустить первый в стране каршеринг.

Пасмурным пятничным утром я пришел в оговоренное время по адресу где-то в Старой Риге. Сразу понял, что не промахнулся. Около дома стоял припаркованный Yaris Carguru, недоступный на карте. Внутри – канистры с незамерзайкой, различные инструменты.

Через пару минут ко мне вышел Владимир, с которым мы пообщались в ближайшем кафе. Благо в Риге трудно найти место, где плохо кормят.

— Расскажи, как создавал приложение?

Владимир Рескайс: Я сделал приложение без сторонних наработок, начал с минимальным функционалом. То есть — забронировать автомобиль, использовать его нужный период времени, загрузить фото повреждений в опциональном режиме и посмотреть карту парковок. Дальше, естественно, планируем наращивать функционал. В одном из ближайших обновлений добавятся суточные тарифы, корпоративные аккаунты. Потом исходя из реакции рынка, будем понимать, куда двигаться. Потому что сейчас я в одиночку создаю рынок каршеринга в Риге.

— То есть никаких компаний-партнеров у тебя нет?

Владимир: Нет. Я делаю это один, мне это нравится, нравится сам концепт каршеринга. Когда я об этом узнал, мне это показалось дико круто. Каршеринг вообще очень интересный тип бизнеса. Его локально развивают в разных странах. Мало кто сейчас выходит куда-то за пределы своих стран запуска. Была возможность в эту сферу погрузиться и, собственно, вот уже полтора года, как я этим занимаюсь.

— Как вообще пришел к пониманию, что хочется заниматься именно каршерингом? Увидел подобные сервисы где-то в центральной Европе и решил воспроизвести в Латвии?

Владимир: В моей жизни был момент, когда я закончил заниматься одними вещами и искал, куда двигаться дальше. Для меня логичным выбором был собственный бизнес. Но я совершенно не хотел погружаться в какие-то стандартные истории типа ресторанов, строек и гостиниц. Я начал активно интересоваться различными технологичными проектами, смотреть, что происходит в мире и как-то задумался об аренде машин. Во-первых, я часто сам пользовался традиционной арендой автомобилей, во-вторых, я заядлый автолюбитель и не представляю своей жизни без автомобиля.

Для меня машина очень важна. При этом автолюбитель часто сталкивается с ситуацией, когда с автомобилем что-то происходит, а передвигаться как-то надо. Такси не вариант, общественный транспорт в Риге не позволяет добраться до любой точки быстро и с комфортом, метро в Риге нет. Я банально начал в поисковике вбивать различные варианты словосочетаний «краткосрочная аренда автомобилей», «аренда автомобиля на час» и открыл для себя дивный мир каршеринга.

Из-за того что каршеринг — локальная история, в Латвии про нее мало кто слышал. И сейчас одна из наших задач — донести до людей информацию о существовании подобной услуги и объяснить ее пользу. Понятно, что сейчас этому мешает маленький парк — всего 20 автомобилей. Даже по меркам Риги это очень мало. Я вижу, как люди реагируют, как растет спрос, поэтому постепенно будем наращивать парк и приучать людей к сервису.

— Возвращаясь к вопросу партнеров, кто у тебя в команде?

Владимир: В принципе я все делаю сам, работаю почти 24/7. Да, у меня есть люди, которые занимаются маркетингом, есть команда разработки, есть помощь по обслуживанию автомобилей, но это все аутсорсинг.

— Стартовал на свои деньги?

Владимир: Да

— Почему Toyota?

Владимир: Toyota показалась мне самым рациональным выбором в Латвии. Качественный автомобиль, легко продаваемый на вторичном рынке. Исходя из этих критериев у меня был выбор между Toyota Yaris и VW Polo. У нас не такой большой выбор, нет китайских производителей, да и не очень хочется к ним обращаться. В итоге Yaris мне показался поинтереснее и технологичнее. Тем более — гибридный автомобиль, который сам по себе очень хорошо вписывается в концепцию shared mobility, экологии, вот этого вот всего. Брать какие-то дизельные автомобили, честно, не хотелось.

— А как-то договаривался о сотрудничестве с Toyota? Или просто пришел к дилеру, заключил договор лизинга и поехал?

Владимир: У нас, по сути, два дилера Toyota. Один из них оказался более отзывчивым. По мере своих возможностей помог убедить банки финансировать этот проект.

— Банки с недоверием отнеслись?

Владимир: И банки, и страховые компании с опаской на это все смотрят, потому что не понимают, как с этим работать.

— Как обстоят дела с безопасностью? Например, у московских операторов это большая проблема: люди воруют оборудование, ломают, пытаются угнать автомобили и так далее. Есть ли какие-то интересные истории, когда с пулеметами и охраной удавалось поймать угонщика около автомобиля и защитить драгоценное имущество?

Владимир: Пока что нет (тьфу-тьфу-тьфу). Я изначально отказался от истории с требованием перед арендой фиксировать все повреждения. Да, в договоре есть пункт, указывающий на необходимость перед началом аренды осмотреть автомобиль и в случае наличия повреждений дать знать о них. Но я понимаю, что автомобиль стоит на улице. Естественно, возможны какие-то небольшие повреждения по периметру, это мой риск.

На самом деле, я пока что очень удивлен тем, как люди пользуются моими автомобилями. Я рисовал достаточно драматические картины у себя в голове касательно добросовестности пользователей, еще более ужасающие картины рисовали себе страховые компании. Сначала отказали все. Удалось через знакомых с трудом выйти на одну из компаний и все-таки договориться о сотрудничестве. Сейчас мы успешно работаем и даже планируем выпустить тариф без самориска.

— Не заметил в автомобиле незамерзающей жидкости.

Владимир: Просто еще не успели разложить, так как сервис запустился только в мае, зимнего использования пока не было. Естественно, будем класть незамерзайку, щетки от снега и льда. Но в целом тут я тоже отношусь с осторожностью, не раскладываю зарядки и держатели для телефонов, потому что есть определенные опасения, что вещи начнут пропадать.

— В рекламу много вкладываешь?

Владимир: По минимуму. Пока развиваемся на интересе пользователей, на отзывах и соцсетях. И в целом меня устраивают такие темпы роста.

— Мои рижские коллеги, на самом деле, узнали о рижском каршеринге от меня.

Владимир: Именно. Если бы я сказал, что 1% жителей Риги (население Риги — около 900 тыс — прим. автора) знает о каршеринге, я бы сильно преувеличил.

— Какие планы по увеличению парка?

Владимир: Я вижу, что это где-то 400-500 автомобилей. Может быть, больше, но надо смотреть по ситуации.

— Чье используется оборудование? Именно телематика. Российское, европейское?

Владимир: Мы используем европейское железо, всю логику и начинку разработали сами. По сути, мы можем при желании начать это оборудование другим компаниям продавать, но пока таких планов нет.

— Ранее изучал российский рынок каршеринга? Перенимал какой-то опыт?

Владимир: Нет. В основном опирался на собственное понимание и европейские рынки, в частности, немцев.

— Почему решил не идти по пути оффлайн-проверки пользователей в офисе компании?

Владимир: Я изначально хотел сделать процесс максимально простым. По юридической части меня консультирует команда из Ernst&Young, которая имеет большой опыт в этой сфере. Оценив риски, мы решили пойти по пути заключения договора в электронном виде. Так как рынок каршеринга в Латвии еще не сформирован, любые сложности (в частности, заключение договора оффлайн) могут просто оттолкнуть пользователей.

— Как обстоят дела с мошенничеством? В России, например, пытаются продать аккаунты в каршеринге, документы и так далее.

Владимир: Пока у нас такого нет.

— Есть уже планы по выходу в другие страны?

Владимир: Планы, конечно, есть. Учитывая качественный собственный софт, рано или поздно мы к этому придем. Но, скорее всего, это будет франшиза, пока я не готов самостоятельно заниматься развитием на других рынках. На данный момент основной приоритет – Рига.

— Есть ли какая-то поддержка со стороны властей?

Владимир: Поддержки никакой нет. Я бы даже сказал, что те люди, которые принимают решения, попросту пока не знают ничего про нас и про каршеринг. У меня запланирована встреча с представителями городской думы. Буду объяснять, показывать, рассказывать о бонусах каршеринга для развития города.

Пока с этим трудно. Изначально я планировал развивать зону завершения аренды за счет парковок торговых центров. Но, в основном, сталкиваюсь пока с непониманием и нежеланием сотрудничать. Но есть и позитивные примеры. На меня, например, выходят застройщики новых кварталов и сами предлагают организовать парковки для наших автомобилей на территории жилых комплексов.

— А не думал сотрудничать с Europark (крупный оператор парковок)?

Владимир: Я выходил на них еще на заре проекта. Дело в том, что они, по сути, управляют частными парковками. И для предоставления мест для моих автомобилей им придется договариваться с каждым владельцем парковки, которой они управляют. А учитывая что их покрытие не очень большое, платить им пока я не готов, с учетом того, что уже приходится платить за муниципальную парковку.

— Как планируется продвигать сервис? Как замену личного автомобиля или как альтернативу такси?

Владимир: Я думаю, что мы пойдем по европейскому пути и будем продвигать идею замены личного автомобиля в первую очередь.

— Как организована работа со штрафами? Много ли нарушают пользователи и какие вообще популярные нарушения?

Владимир: В целом, люди водят аккуратно. За все время мне пришел один штраф с радара за превышение скорости пользователем. Естественно, мы его перевыставили пользователю, который в момент аренды управлял автомобилем. Если пользователя останавливает полиция, штраф сразу выставляется на конкретного водителя.

— Правила парковки часто нарушают? Эвакуируют автомобили?

Владимир: В Риге культура парковки развита достаточно давно, как и в остальной Европе. Поэтому эвакуируют тут очень редко. У меня эвакуировали автомобиль в центре при проведении одного из массовых мероприятий. Но это было не нарушение парковки, автомобиль просто переставили на соседнюю улицу и уведомили меня.

— Пользуются в основном в Риге или ездят на дальние расстояния? Есть ли лимит на время или дальности поездки?

Владимир: В основном пользуются в Риге, но и для дальних поездок тоже используют. Можно сказать, что катаются по всей Латвии. По договору запрещено использовать автомобиль за пределами Латвии. Кроме того, есть пункт про максимальный срок аренды 24 часа, но он для подстраховки, на случай необходимости в нештатной ситуации прервать аренду пользователя.

— Меня немного смутила разница в цене на сайте и в приложении. С чем это связано?

Владимир: Тут достаточно забавная история. Летом в Риге были сильные (по нашим меркам) пробки из-за ремонтов. И мы пошли навстречу пользователям, чтобы снизить стоимость аренды при простаивании в пробках. Изначально хотели убрать пониженный тариф где-то в октябре. Но решили его оставить, так как все равно планируется обновление тарифной сетки, и не хочется дергать пользователей постоянными изменениями. Пользователи знают, что тариф снижен был летом по известным причинам и все понимают.

— Это круто и очень клиентоориетированно.

Владимир: Ну это мой продукт, мой ребенок 🙂 Пока ни о какой прибыльности речи не идет. Сейчас хочется сделать сервис, который будет нравиться пользователям, будет удобен и приятен.

— Какие планы по окупаемости?

Владимир: Ориентируемся на положительный cashflow через 2 года при условии достижения нужного числа автомобилей.

— Каков портрет пользователя? Кто это? Бизнесмены, средний класс? Мужчины, женщины?

Владимир: Пока достаточно мало цифр, чтобы можно было говорить о четкой статистике. В ближайшее время выйдет корпоративный тариф, мы будем подключать компании к сервису, тогда уже будет больше информации. Пока не хочется быть голословным и давать какие-то случайные цифры.

— Чего хочется достичь вообще?

Владимир: Хочется создать рынок на уровне других крупных городов Европы. В идеале, что-то на уровне Москвы. Потому что Московский каршеринг – это бомба!

— Последний вопрос. Откуда появилось название Carguru?

Владимир: Игра слов на основе Kangaroo 🙂

— Спасибо за уделенное время, удачи в развитии сервиса и, в целом, каршеринга в Латвии!

Владимир: Спасибо, будем стараться. Привет пользователям Трушеринга 🙂

Промокоды автора:

  • промокод BelkaCar — MOWT7773 (вы получите 300 р. на счет)
  • промокод YouDrive — aDn5w4 (скидка 50% на первую поездку)
  • прокомод Taxify — ALEXEYR7B
  • Промокод Делимобиль — 7916восемь-ноль-четыре-0825 (бесплатные 20 минут)

Бонусы при оформлении карты Тинькофф Банка:

  • 1000 миль на карту Tinkoff Airlines после регистрации по ссылке
  • 3 месяца бесплатного обслуживания при оформлении дебетовой карты Tinkoff Black по этой ссылке

Если вы хотите написать в блог каршеровода, свяжитесь с нами по почте или напишите Polly Volkova в нашем телеграм-чате.