Коротко:
- На старте ожидали 300 тысяч регистраций, получилось – более миллиона;
- Россия – самый быстрорастущий рынок BlaBlaCar в мире;
- Компания не знала, стоит ли запускаться в России из-за стереотипов о стране.
О запуске BlaBlaCar в России
В России наше развитие шло по экспоненте. На старте в 2014 году у BlaBlaCar была цель собрать 300 тысяч регистраций до Нового года, то есть за девять–десять месяцев. Уже к декабрю у нас было более миллиона регистраций. Этого не ожидал никто. И мы продолжаем расти с ускорением. Каждый следующий месяц по числу регистраций у нас лучше, чем предыдущий.
О стереотипах
В BlaBlaCar долго думали, имеет ли смысл выходить на рынок России. В Западной Европе прекрасно понимают, что россияне — другие. Какие? Неулыбчивые, недоверчивые, возможно, подозрительные, где-то, может быть, даже заносчивые – купил свой автомобиль и теперь ты царь и бог. И что получилось в итоге?
Сегодня Россия – самый быстрорастущий рынок для BlaBlaCar в мире. Так что на собственном примере можем сказать, что разговоры о том, что россияне неприветливые и недоверчивые, — это стереотип, который, возможно, нам самим нравится поддерживать.
О самых популярных маршрутах
Когда мы только начинали, самым популярным было направление Москва — Санкт-Петербург, но сейчас мы плотно ушли в регионы, так что Москва — Петербург иногда не входит даже в топ-10.
Самые популярные маршруты сейчас это Челябинск — Екатеринбург, Самара — Тольятти, Казань — Набережные Челны и другие города, между которыми большие социальные, культурные и деловые связи и которые находятся на расстоянии 300—600 км друг от друга.
Мы очень плотно покрываем города с населением от 500 тысяч и больше и расстояние в 500 км вокруг них. Можно сказать, что мы есть везде, где есть дорога и где можно ездить на автомобиле.
О зависимости райдшеринга от снижения цен на бензин и автокредитов
Я отвечу примером с родины BlaBlaCar. Во Франции сервис работает уже 11 лет. Каждый десятый житель Франции — наш пользователь. А сервис до сих пор продолжает активно расти.
Франция — страна обеспеченных людей, но и там мы до сих пор не видим потолка. В России динамика еще лучше. Мы предполагаем, что до тех пор, пока люди будут пользоваться автомобилями, они будут готовы брать попутчиков.
Интересно и развитие каршеринга в Москве, кто бы мог представить подобное еще пять лет назад? Все смотрели на так называемую «столицу каршеринга» Милан и удивлялись, учились, брали пример. И что мы видим сейчас? Москва стала лидером по темпам развития каршеринга в мире! В городе работает более 12 сервисов [В Москве работает 15 каршерингов – прим. Трушеринга], одна машина обслуживает до 11 пользователей в день при том, что средним считается показатель в семь человек.
Об экономике совместного потребления
Этот тренд, действительно, основан на рациональном. И первый рациональный мотив — экономить, а второй — разумно потреблять ресурсы.
Люди — и в первую очередь молодежь — не хотят владеть, а хотят потреблять. Никто не хочет авто, чтобы его чинить. Людям нужно авто, чтобы рулить, сигналить, перемещаться из точки А в точку Б. Эту задачу решают шеринговые компании вроде нашей.