Анализ обеих компаний, как правило, фокусируется на выходках Маска в соцсетях и его пробивной уверенности. Но за обеими компаниями стоят профессиональные команды, и их успех в бизнесе в той же степени определяется силами рынка и глобальными трендами.
На самом деле, растущее число проблем, с которыми сталкивается Tesla, связано с очень простым фактом: Маск пытается проделать куда более сложную работу, чем со SpaceX.
Ракетно-промышленный комплекс
SpaceX теперь в топе из-за возможности сделать запуск и восстановление многоразовых ракет обыденным делом. Главный американский конкурент компании Маска, United Launch Alliance, запустил в общей сложности меньше ракет, чем SpaceX запустил повторно в прошлом году. Даже без учета повторного использования, ракеты SpaceX дешевле любого другого транспортного средства, способного вылететь на орбиту.
В этом «секретный ингредиент» компании. Они просто построили дешевую ракету. Основные соперники SpaceX — это компании, субсидируемые государством, у которых нет особого стимула к внедрению инноваций. Принимая простые стратегии, как, например, использование готовых компонентов, фокусируясь на простых и надежных системах и планируя высокие тарифы на полеты, SpaceX смогли составить конкуренцию существующим фирмам.
Технологию вертикального взлета и посадки ракеты демонстрировали еще в 1990-е Дуглас МакДоннелл и NASA. Но другие ракетопроизводители не были уверены, что смогут повторно запустить достаточное количество ракет для возмещения расходов. А в SpaceX рискнули и показали эффективность этой инновационной технологии.
Соперники SpaceX оказались недостаточно расторопными, чтобы угнаться за компанией. В технологическом плане основной конкурент SpaceX — стартап Джеффри Безоса Blue Origin, которому только предстоит запуск своей орбитальной ракеты. Другие ракетопроизводители, например, Europe’s Arianespace и United Launch Alliance еще только разрабатывают системы повторного использования. А еще один потенциальный соперник — Космическая программа КНР — не обслуживается многими операторами спутниковой связи по требованиям национальной безопасности.
Нет никаких сомнений в том, что создание космической компании — тяжелый труд. История помнит массу обанкротившихся предпринимателей, которые попытались. SpaceX чуть было не разделили их участь, прежде чем ракеты полетели. Но SpaceX выиграл за счет того, что был агрессивным игроком в стагнирующей отрасли.
The global car machine
Мир производит совсем немного ракет, но очень много автомобилей. За 2017 год было пущено 90 орбитальных ракет во всем мире, 18 из которых запустил SpaceX. В том же году автопроизводители построили около 73 миллионов автомобилей. Доля Tesla в этом количестве — всего 100 тысяч.
Tesla, вместо того, чтобы войти на застойный рынок, попала на один из самых конкурентных и столкнулась не только с отечественными соперниками типа Ford и GM, но и с мировыми гигантами (VolksWagen, Toyota, Hyundai), которые потратили десятилетия на разработку ультраэффективных заводов, производящих от 5000 автомобилей в неделю.
Самой большой головной болью Tesla в последнее время стала попытка угнаться за этими автоматизированными системами массового производства. В настоящий момент Tesla производит 2200 седанов Model 3 в неделю. В космической отрасли, напротив, массовое производство необычно, а большинство компонентов собирается вручную. SpaceX добавил автоматизацию в процесс отчасти из-за уроков, которые Маск получил в Tesla.
К тому же, Tesla не пытается сделать дешевую машину. Цель компании — создать первый в мире популярный полностью электрический пассажирский автомобиль. Это потребовало развития существующих технологий изготовления аккумуляторов и, скорее всего, потребует новых вложений, прежде чем электрические транспортные средства преодолеют нынешнее ограничение в несколько сотен миль за заряд. Кроме того, цель компании заставляет конкурировать за вкусы и опыт пользователей в той же степени, что и за цену. Это одна из причин, по которым компания, начавшая с роскошного автомобиля, проделала путь до Model 3 — доступного седана среднего класса.
В отличие от космической отрасли, автомобильная промышленность не стала стоять смирно, увидев Tesla. Успешные дебюты Tesla Roadster и Model S показали привлекательность рынка электромобилей. В связи с этим, GM в 2015 году выпустил полностью электрический Chevrolet Bolt, и его продажи продолжают расти. Volkswagen планирует выпускать все свои транспортные средства в полностью электрических версиях к 2030. Другое конкурентное поле Tesla — автопилот — уже наполено компаниями-разработчиками, как среди традиционных автомобильных компаний, так и среди стартапов — например, WayMo и Uber.
Преимущества богатых клиентов
Возможно, вас удивит то, что SpaceX потребовал гораздо меньшего внешнего финансирования (около $1,7 млрд), чем Tesla (около $12,5 млрд в виде собственного капитала и долга).
Отчасти дело здесь в покупателях. Есть только дюжина организаций, которые покупают запуск ракет, и все они имеют многомиллионные депозиты. Самый важный покупатель ракет в США — это правительство. NASA предоставила миллиарды на финансирование SpaceX, разработку инструментов поставки грузов и космонавтов на МКС. Это позволило компании получить значительные внешние доходы.
В то же время Tesla стремится к потенциальным миллионам покупателей. И хотя компанию поддерживают депозиты от клиентов, эти депозиты подлежат возврату. Чтобы достичь такого числа покупателей и обслуживать их, пришлось открывать более 200 магазинов по всему миру — а это огромные капиталовложения в дизайн и инженерию. Все это потребовало не только частных инвестиций, но и первичного публичного предложения и серьезных сумм долга. IPO сделало компанию публичной, с чем не сталкивалась SpaceX. Маск завяил, что SpaceX будет продаваться только тогда, когда будут налажены регулярные рейсы на Марс.
Маск заявил инвесторам после запуска Roadster в космос на Falcon Heavy:
"Я надеюсь, что люди решат, что раз уж мы смогли отправить Roadster в астероидный пояс, то проблему с производством Model 3 мы тем более сможем решить"
Кроме того, он добавил, что если бы производство тысячи электромобилей в день было бы таким же простым делом, как запуск орбитальных ракет, Tesla давно бы уже делала это.