Наш канал в Телеграм

Почему электромобили строить сложнее, чем многоразовые ракеты?

2018 год начался очень по-разному для двух главных проектов Илона Маска: Tesla и Space X.

SpaceX успешно запустил ракету Falcon Heavy и семь орбитальных миссий. В это время Tesla изо всех сил пыталась поднять показатели производства электроседана Model 3 в соответствии со своим публичным планом. 23 марта за рулем Tesla погиб водитель: автопилот направила автомобиль в барьер, хотя вообще эта система не была предназначена для использования без водительского контроля.

Анализ обеих компаний, как правило, фокусируется на выходках Маска в соцсетях и его пробивной уверенности. Но за обеими компаниями стоят профессиональные команды, и их успех в бизнесе в той же степени определяется силами рынка и глобальными трендами.

На самом деле, растущее число проблем, с которыми сталкивается Tesla, связано с очень простым фактом: Маск пытается проделать куда более сложную работу, чем со SpaceX.

Ракетно-промышленный комплекс

SpaceX теперь в топе из-за возможности сделать запуск и восстановление многоразовых ракет обыденным делом. Главный американский конкурент компании Маска, United Launch Alliance, запустил в общей сложности меньше ракет, чем SpaceX запустил повторно в прошлом году. Даже без учета повторного использования, ракеты SpaceX дешевле любого другого транспортного средства, способного вылететь на орбиту.

В этом «секретный ингредиент» компании. Они просто построили дешевую ракету. Основные соперники SpaceX — это компании, субсидируемые государством, у которых нет особого стимула к внедрению инноваций. Принимая простые стратегии, как, например, использование готовых компонентов, фокусируясь на простых и надежных системах и планируя высокие тарифы на полеты, SpaceX смогли составить конкуренцию существующим фирмам.

Технологию вертикального взлета и посадки ракеты демонстрировали еще в 1990-е Дуглас МакДоннелл и NASA. Но другие ракетопроизводители не были уверены, что смогут повторно запустить достаточное количество ракет для возмещения расходов. А в SpaceX рискнули и показали эффективность этой инновационной технологии.

Соперники SpaceX оказались недостаточно расторопными, чтобы угнаться за компанией. В технологическом плане основной конкурент SpaceX — стартап Джеффри Безоса Blue Origin, которому только предстоит запуск своей орбитальной ракеты. Другие ракетопроизводители, например, Europe’s Arianespace и United Launch Alliance еще только разрабатывают системы повторного использования. А еще один потенциальный соперник — Космическая программа КНР — не обслуживается многими операторами спутниковой связи по требованиям национальной безопасности.

Нет никаких сомнений в том, что создание космической компании — тяжелый труд. История помнит массу обанкротившихся предпринимателей, которые попытались. SpaceX чуть было не разделили их участь, прежде чем ракеты полетели. Но SpaceX выиграл за счет того, что был агрессивным игроком в стагнирующей отрасли.

Источник: Tesla

The global car machine

Мир производит совсем немного ракет, но очень много автомобилей. За 2017 год было пущено 90 орбитальных ракет во всем мире, 18 из которых запустил SpaceX. В том же году автопроизводители построили около 73 миллионов автомобилей. Доля Tesla в этом количестве — всего 100 тысяч.

Tesla, вместо того, чтобы войти на застойный рынок, попала на один из самых конкурентных и столкнулась не только с отечественными соперниками типа Ford и GM, но и с мировыми гигантами (VolksWagen, Toyota, Hyundai), которые потратили десятилетия на разработку ультраэффективных заводов, производящих от 5000 автомобилей в неделю.

Самой большой головной болью Tesla в последнее время стала попытка угнаться за этими автоматизированными системами массового производства. В настоящий момент Tesla производит 2200 седанов Model 3 в неделю. В космической отрасли, напротив, массовое производство необычно, а большинство компонентов собирается вручную. SpaceX добавил автоматизацию в процесс отчасти из-за уроков, которые Маск получил в Tesla.

К тому же, Tesla не пытается сделать дешевую машину. Цель компании — создать первый в мире популярный полностью электрический пассажирский автомобиль. Это потребовало развития существующих технологий изготовления аккумуляторов и, скорее всего, потребует новых вложений, прежде чем электрические транспортные средства преодолеют нынешнее ограничение в несколько сотен миль за заряд. Кроме того, цель компании заставляет конкурировать за вкусы и опыт пользователей в той же степени, что и за цену. Это одна из причин, по которым компания, начавшая с роскошного автомобиля, проделала путь до Model 3 — доступного седана среднего класса.

В отличие от космической отрасли, автомобильная промышленность не стала стоять смирно, увидев Tesla. Успешные дебюты Tesla Roadster и Model S показали привлекательность рынка электромобилей. В связи с этим, GM в 2015 году выпустил полностью электрический Chevrolet Bolt, и его продажи продолжают расти. Volkswagen планирует выпускать все свои транспортные средства в полностью электрических версиях к 2030. Другое конкурентное поле Tesla — автопилот — уже наполено компаниями-разработчиками, как среди традиционных автомобильных компаний, так и среди стартапов — например, WayMo и Uber.

Преимущества богатых клиентов

Возможно, вас удивит то, что SpaceX потребовал гораздо меньшего внешнего финансирования (около $1,7 млрд), чем Tesla (около $12,5 млрд в виде собственного капитала и долга).

Отчасти дело здесь в покупателях. Есть только дюжина организаций, которые покупают запуск ракет, и все они имеют многомиллионные депозиты. Самый важный покупатель ракет в США — это правительство. NASA предоставила миллиарды на финансирование SpaceX, разработку инструментов поставки грузов и космонавтов на МКС. Это позволило компании получить значительные внешние доходы.

В то же время Tesla стремится к потенциальным миллионам покупателей. И хотя компанию поддерживают депозиты от клиентов, эти депозиты подлежат возврату. Чтобы достичь такого числа покупателей и обслуживать их, пришлось открывать более 200 магазинов по всему миру — а это огромные капиталовложения в дизайн и инженерию. Все это потребовало не только частных инвестиций, но и первичного публичного предложения и серьезных сумм долга. IPO сделало компанию публичной, с чем не сталкивалась SpaceX. Маск завяил, что SpaceX будет продаваться только тогда, когда будут налажены регулярные рейсы на Марс.

Маск заявил инвесторам после запуска Roadster в космос на Falcon Heavy:

"Я надеюсь, что люди решат, что раз уж мы смогли отправить Roadster в астероидный пояс, то проблему с производством Model 3 мы тем более сможем решить"

Кроме того, он добавил, что если бы производство тысячи электромобилей в день было бы таким же простым делом, как запуск орбитальных ракет, Tesla давно бы уже делала это.

Источник: Quartz
Правила сообщества
  • будьте вежливы, уважайте участников;
  • старайтесь оставлять информативные, полезные и интересные комментарии;
  • соблюдайте действующее законодательство;
  • мы не приветствуем размещение промокодов и рекламы;
  • вы тоже можете стать автором или участником проекта и продвигать свои промокоды;