Опять истерика
«Газ не работает, и руль не крутится». «Автомобиль битый, на нем невозможно продолжать движение». После этих ярких слов закадровый голос под нагнетающую музыку начинает рассказывать, как москвич Сергей Гусев попал в аварийную ситуацию на каршеринге Car5.
Мрачную музыку и скандальные фразы мы слышим по ходу всего репортажа. Их используют для того, чтобы показать: история Сергея – очень важное событие, которым зритель должен заинтересоваться и обратить на него внимание.
Далее журналисты приходят в офис Car5 (01:51). Съемку они ведут в плохом качестве и в стиле скрытой камеры. Не очень понятно, почему взять интервью нельзя было в нормальном формате, не маскируя его под сверхсекретное расследование и не снижая качество ради желтизны.
Иногда в репортаже появляются претензии вообще не по делу. На 5-й и 6-й минуте один из героев сюжета осматривает машину и начинает говорить про то, что она грязная, что в ней нет омывайки. При чем здесь блокировка, из-за которой вы начали снимать сюжет? Как московская грязь связана с той проблемой, по которую вы хотите рассказать?
Никак. Просто авторам нужно удержать внимание зрителя, и они начинают добавлять фарш.
Есть и совсем смешные моменты. Например, в том же офисе Car5 «менеджер» компании спокойным голосом отвечает «все равно» на вопрос журналиста (02:07). В субтитрах его ответ подписывают с восклицательным знаком, чтобы показать, насколько компании наплевать на своих клиентов.
Это мелочи, но именно они и создают общий истерический дискурс, нагнетают атмосферу и вводят в заблуждение зрителей.
Все каршеринги смешали в кучу
Вообще репортаж про ситуацию с каршерингом Car5, но по ходу дела в кадре регулярно появляются Делимобиль, Белка и Яндекс.Драйв. Они тут вообще при чем?
Все это – удары по брендам, которые не виноваты в сложившейся ситуации, и вообще никаких претензий к ним по этому вопросу нет. Но телеканал смешивает все в одну кучу. Ведь для больших медиа не важно, сколько там каршерингов и чем они отличаются друг от друга.
Фактчекинг? Ну, видимо, нет.
«По сути, в каршеринге клиентов стригут, как баранов», — делится экспертным мнением «бывший сотрудник каршеринговой компании» Ким Почников. Во всех соцсетях, кстати, фамилия Кима — Постников, и, похоже, тут М24 тоже налажали. Но утверждать не буду.
Эксперт объясняет свое заявление про стрижку каршероводов, как баранов так: «Не заправил
бензин – заплатил, машина грязная – заплатил, ДТП – заплатил».
Это ложь. Некоторые каршеринги (YouDrive, EasyRide, Яндекс.Драйв) вообще не штрафуют водителей за пустой бак. Про грязную машину – тоже неправда. Если ты испачкал машину (снаружи), тебя не оштрафует ни один российский каршеринг, такого нет ни в договоре, ни на практике.
Почему авторы берут комментарий у эксперта, который говорит неправду, – непонятно.
Кроме того, штрафовать пользователя, который устраивает в машине свинарник, курит или по своей вине создает ДТП – нормально и правильно. Неужели было бы лучше, если бы за такое поведение каршеринги не наказывали и не блокировали?
И главное. Этот эксперт рассуждает уже не о проблемах конкретной компании Car5, а обо всей индустрии. И таким образом необоснованно портит отношение большой телеаудитории к каршерингу в целом и к водителям, которые каршерингом пользуются.
Все-таки есть за что похвалить
При всей дичи, которую передают в этом репортаже, назвать его абсолютным бредом нельзя. Во-первых, авторы здесь напрямую говорят о компании, а не скрывают названия операторов, чтобы просто покритиковать КШ, как это было раньше.
Во-вторых, в сюжете все же поднимают реальные проблемы каршеринга. Например, медленную и иногда некомпетентную службу поддержки (00:20, 07:30). С ней и правда бывают сложности, и над этим нужно работать почти всем компаниям.
И, конечно, история с заглушенным во время движения двигателем – это действительно дикое и неприемлемое поведение оператора. Мы все знаем, что у Car5 действительно много косяков. Некоторые даже становятся мемами.
Нам понятно также, что Car5 далеко не главный каршеринг России, и его косяков, скорее всего, нет у других операторов. Это понятно нам, но не большой части аудитории телеканала, которая не пользуется каршерингом.
Тем более, что завершается сюжет вот таким парадоксальным выводом:
«Сергей решил – лучше уж на такси. Он верит, что с другими каршерингами такого не случится, но рисковать больше не хочет»
Правильно, что журналисты поднимают проблему блокировки двигателя в движении и критикуют за нее. Но нужно ли при этом говорить и показывать ерунду ради привлечения большой аудитории? Конечно, нет. Это пошло и непрофессионально.
И тем более не нужно переносить проблему на каршеринг в целом и критиковать всю индустрию из-за одного случая.
Потому что в масштабах всего рынка эта проблема не так уж значительна. В телеграм-канале мы спросили у читателей, блокировали ли у них двигатель во время движения. 91% ответил «нет». Хотя даже 9% для такой ситуации – много.
Что на самом деле
В репортаже сказано (04:07), что, с юридической точки зрения, блокировка двигателя — это нормально. Оператора за такое никак нельзя наказать. Поэтому каршеринги используют разные лазейки в договоре, чтобы забирать у водителей деньги и ставить их жизнь под угрозу.
Это тоже неправда. Наш блогер и автоюрист Александр Беленко утверждает, что «Москва 24» опять вводит нас в заблуждение.
Вот его комментарий:
Блокировать двигатель на ходу они не имели права, так как это небезопасно. Это нарушение п. 5.3 Договора каршеринга Car5. Не исключаю, что раньше этих условий в договоре не было.
Про снятие оплаты во время движения – это возможно, когда аренда больше часа, тогда они «вправе» производить списание. Хотя по п. 3.7. Договора Car5 плата списывается после завершения аренды. А ведь Car5 могли не списывать у Сергея деньги за час, а списать в конце или выставить долг. Могли безопасно заблокировать двигатель, а не во время движения Сергея Гусева по трассе. Законно ли это? Нет.
Согласно ст. 7 Закона о защите прав потребителей, потребитель имеет право, чтобы услуга была безопасна для жизни и здоровья его и третьих лиц. Блокировать двигатель на ходу безопасно? – я думаю, нет. Суд бы поддержал Сергея Гусева.