Байкшеринг – что это?
Другими словами, велошеринг. Это система аренды велосипедов, и в последние несколько лет она стала очень популярной. Это связано с развитием технологий, которые позволили трансформировать формат байкшеринга. Велошеринг можно поделить на три группы по типу завершерия аренды.
Станции
Велосипеды находятся на станциях, завершать и начинать аренду можно только на них. Арендовать велосипед можно через приложение или через терминал, который установлен на станции.
Свободная парковка
Другими словами, dockless. Пользователь может завершить аренду в любом разрешенном месте в пределах города. Байки отображаются на карте в приложении.
Для завершения аренды нужно заблокировать колесо велосипеда. У некоторых компаний это можно сделать через приложение, у некоторых – просто нажав кнопку на замке.
Геостанции/гибрид
Это система, которая включает в себя черты уже упомянутых типов завершения аренды. Она может быть реализована по-разному.
Есть велошеринги, в которых завершать аренду можно в определенной зоне – геоточке. Нет станций с порталами, но есть определенные точки, в которых нужно оставлять байки. Такие зоны отмечены на карте в приложении, велосипед можно заблокировать по аналогии с dockless.
Другой вариант: велошеринг использует станции с порталами, но позволяет клиентам завершать аренду на любой парковке для велосипедов в городе (social bikes). За это пользователь должен заплатить дополнительный налог оператору.
Как развивается индустрия
Бурно. Особенно это касается байкшерингов, работающих по системе dockless. В 2017 году в них было было инвестировано 2,6 миллиарда долларов (при том что в 2016 году эта цифра составила 290 миллионов долларов). Более 1 миллиарда из этих денег приходятся на Ofo и 800 миллионов – на Mobike.
Ofo и Mobike – это китайские компании. Ofo запустился в 2014 году и предоставляет услуги в более чем 250 городах в 20 странах. Mobike был основан в 2016 году. Сейчас эта компания работает более чем в 200 городах в 12 странах.
Это наиболее крупные игроки на мировом рынке, которые работают в Азии, Европе и США.
Проблемы велошеринга
Велосипеды, которые можно оставлять вне док-станций, создают проблемы для городских властей. Если компания разрешает оставлять велосипеды везде, то некоторые люди понимают это буквально.
Даже если пользователи не оставляют велосипеды в неположенных местах, количество транспорта все равно загружает город.
По этой причине в Китае в ряде городов запретили вводить новые шеринговые велосипеды. В Амстердаме местные жители жаловались, что им негде парковать свои личные байки. В Мюнхене летом 2017 люди также выступали против роста количества велосипедов в городе. В знак протеста байки переворачивали.
@Radlhauptstadt Chinesische Leihräder breiten sich frühmorgens auf die Arbeitswoche vor #obike #muenchen pic.twitter.com/V4Sa9K4YR6
— El Wollito (@wollito) 11 сентября 2017 г.
Таким образом, одна из главных проблем велошеринга – это необходимость освободить городское пространство от транспорта. С этой точки зрения формат велошеринга со станциями – наиболее удобный для городских властей. Однако он требует наибольших затрат на создание необходимой инфраструктуры.
Система геостанций была придумана как один из способов борьбы с разбросанными по всему городу велосипедами. Она позволяет сэкономить на постройке док-станций и при этом сгруппировать велосипеды в определенных точках.
В этом видео рассказывается о ситуации с количеством шеринговых велосипедов в Китае:
Уже после публикации материала Трушеринг связался со Станиславом Ивановым – основателем Кафебайка, менеджером Mobike в России и СНГ. Он рассказал, что с dockless не все так плохо.
В Китае, как только появился Mobike, все стали копировать бизнес-модель dockless и пытаться конкурировать за долю рынка. Так как в Китае рядом с городом может находиться большой велосипедный завод, нет ничего сложного в том, чтобы скопировать модель Mobike с более дешевым, ненадежным велосипедом, а потом перевести за ночь большую партию таких байков в новый город, поставить минимальную цену и пытаться так конкурировать. Это приводит к переизбытку велосипедов.
В Европе и Америке такую ситуацию, как в Китае, представить сложно. Потому что логистические затраты и таможенные пошлины не позволят ввозить байки тысячами.
Станислав отметил, что в Европе и США другие проблемы могут быть более актуальными. Например, с обслуживанием парка, когда оператор не следит за своими байками.
Что в России?
В марте было объявлено, что в Санкт-Петербурге заработает велошеринг с системой dockless. Для Питера это нововведение, поскольку сейчас в городе нет велошеринга, который работает по такой схеме.
В Санкт-Петербурге и Москве байки можно оставлять на док-станциях (например, Велобайк).
В Калининграде и Санкт-Петербурге работал велошеринг Кафебайк. Он работал по следующей схеме: велосипеды стоят возле кафе, а ключ от них находится у сотрудников этого кафе. Для начала аренды надо предъявить им код, полученный через приложение, сайт или через СМС.
Сейчас проект не работает.
В сентябре «Ведомости» писали о том, что Ofo появится в Москве. По информации издания, компания рассматривает возможность запуска не только в столице, но и в Санкт-Петербурге и других российских городах.
«Деловой Петербург» утверждает, что Mobike запустится в Санкт-Петербурге с тысячей велосипедов. В компании эту информацию не комментируют.
Таким образом, в этом году в Россию могут прийти два лидера мирового байкшеринга.
Наши читатели подсказывают нам, что в городе Альметьевск (республика Татарстан) работает сервис go-bike. Этот велошеринг предоставляет услуги по системе dockless. В городе есть определенные зоны, в которых можно оставлять байки.
Стоимость аренды – 10 рублей. Она снимается каждые 30 минут. Для того чтобы начать аренду, надо отсканировать QR код на велосипеде. Чтобы завершить аренду, нужно заблокировать колесо байка, потянув за рычажок.