Чтобы водители электросамокатов не создавали проблем пешеходам, власти и сервисы кикшеринга ограничили скорость и зоны перемещения для арендной техники. Однако ограничения не касаются частного транспорта, который становится реальной опасностью на тротуарах и дорогах. Пока арендованные самокаты едут 20–25 км/ч, владельцы личных разгоняются до 50 км/ч, а то и до 70–85 км/ч.
Всё потому, что частная сфера сейчас почти никак не регулируется. В продаже легко найти транспортные средства, предлагаемые как «электровелосипеды» или «электросамокаты», но на деле по своим характеристикам относящиеся к категории мопедов или даже мотоциклов. Притом купить их можно без каких-либо документов.
Рассказываем, чем опасен такой транспорт, почему он нарушает ПДД, как власти собираются его регулировать и как не стать нарушителем.
Что не так с электровелоспедами и электросамокатами в магазинах
В России бум популярности электровелосипедов и СИМ (средств индивидуальной мобильности — электросамокатов, сигвеев, гироскутеров и прочей подобной техники). Это распространяется и на личный транспорт.
Судя по всему, дело в том, что прокат зарегулирован. В аренде действуют чёткие правила: кикшеринговые самокаты имеют мощность не больше 0,25 кВт (0,34 л/с) и ограничение скорости в 25 км/ч.
Поэтому любители погонять пересаживаются на личный транспорт. За большей мощностью гонятся и курьеры. А где есть спрос, найдётся и предложение. Так, в столичных магазинах вполне официально без оформления каких-либо документов и по доступной цене под видом «электровелосипедов» и «электросамокатов» продают транспорт, имеющий мощность значительно выше 0,25 кВт и способный развивать скорость гораздо больше 25 км/ч. Бывает и так, что по документам мощность одна, а в реальности — гораздо выше, о чём, не стесняясь, сообщают сами производители.
Это противоречит ПДД, так как такие характеристики соответствуют определению мопеда, а иногда и мотоцикла, на которых нельзя ездить по тротуарам и для управления которыми нужно иметь права.
Покупателям никто не объясняет, что за технику им предлагают. Сами они зачастую не понимают, что берут, не зная нюансов законодательства. Впрочем, некоторые сознательно обходят ограничения, даже если они установлены: так как ТС слабо защищены от внешнего вмешательства, их мощность часто повышают вручную.
В итоге по тротуарам и среди пешеходов перемещаются настоящие мопеды, а иногда и мотоциклы.
Определение СИМ появилось в ПДД в 2023 году. К ним Минтранс отнес электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколёса и любой другой подобный транспорт с одним или несколькими колёсами (роликами), предназначенный для одного человека.
Новый термин, подчёркивает профессор кафедры «Автомобили» МАДИ и доктор технических наук Виталий Гаевский, оказался очень нечётким.
«Если исполнять закон, у нас в 18-м регламенте о безопасности колёсных транспортных средств чётко написано, что любой дорожный транспорт, у которого скорость больше 25 км/ч, автоматически должен попадать в 18-й регламент. Соответственно, он должен проходить сертификацию, получать номера одобрения типа транспортного средства, а человек, управляющий им, должен иметь права соответствующей категории.
Но никто не хочет сертифицировать эти транспортные средства, как по 18-м регламенту, потому что это долго и дорого, и только человек с правами сможет им управлять.
Так что термин некорректный — должно быть чётко указано, СИМ — одноместный транспорт с любым количеством колёс, любым двигателем, но снаряжённая масса — до 35 кг, а максимальная конструктивная скорость — до 25 км/ч. Тогда все устройства автоматически попадают под 18-й регламент, и уже не получится просто ссылаться на термин СИМ. Пока этого не будет, будут лазейки, и ничего с этим не сделать.
Раньше, когда не было термина СИМ, те же курьерские мопеды шифровались как электровелосипеды, потому что термин «электровелосипед», на самом деле тоже некорректный. По определению электровелосипед — это велосипед с приводом от педалей, но с возможностью электромотора, который отключается на скорости 25 км/ч. Так как это никто отследить не может, то любой внешне похожий на велосипед транспорт просто называли электровелосипедом и спокойно продавали. А на самом деле скорость у них 50-70 км/ч, а это явный мопед или даже мотоцикл».
ПДД никак не регулирует максимально разрешённую мощность устройств. Из-за этого под описание категории попадает множество разных видов транспорта. Фактически это может быть и маломощный арендный электросамокат, и мопед, и мотоцикл.
Что плохого в таких устройствах среди пешеходов?
Водители чрезмерно мощных СИМ и электровелосипедов создают риски как для себя, так и для окружающих.
- Во-первых, они создают опасность на тротуарах
Тротуары не предназначены для движения на больших скоростях. Можно не успеть заметить пешехода или выезжающий из-за угла автомобиль, влететь в бордюр или другое препятствие, просто не справиться с управлением. К тому же, электротранспорт едет бесшумно, может слепить пешеходов своими фонарями.
По данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД России, за первые полгода 2025 года в 46% ДТП участвовали личные СИМ, в 54% — кикшеринговые.
Из всех ДТП со смертельным исходом только в три связаны с кикшеринговыми устройствами, остальные 20 — с личными.
Чем больше мощность СИМ, тем тяжелее последствия ДТП с ними. Несмотря на то, что 71,6% аварий произошло с СИМ до 0,25 кВт, именно мощные устройства стали причиной большинства происшествий с летальным исходом. Так, на долю маломощных СИМ пришлось 35% смертей, а модели от 0,25 до 4 кВт стали причиной 65%.
Какое-то время под такими графиками также были значки велосипеда, мопеда и мотоцикла, но граница между видами транспорта становится всё более зыбкой, и в последних отчётах о безопасности их убрали. Статистика за 2024 год
При этом за рулём мопеда, купленного как электровелосипед или самокат, и на котором разрешено ездить только с 16 лет, может оказаться ребёнок. Так, в первой половине этого года 51% аварий с участием несовершеннолетних в Москве произошли на частных СИМ*.
* Электровелосипеды в этой статистике не представлены
- Во-вторых, езда по тротуарам — это нарушение ПДД
Хотя текущие требования сформулированы нечётко, движение на мощных СИМ или «электровелосипедах» без прав или по тротуару можно трактовать как нарушение ПДД. Так, в Уфе двух водителей ТС мощностью больше 0,25 кВт без прав категории M оштрафовали, а саму технику отправили на на штрафстоянку.
Нарушителям грозят такие штрафы:
Как вышло, что опасный транспорт колесит по тротуарам
Продажа мопедов и мотоциклов под видом СИМ и велосипедов заведомо противоречит закону, равно как и езда на них без соблюдения правил. Но на деле магазины и владельцы такой техники практически не несут никакой ответственности. За соблюдением правил должны следить сотрудники ГАИ и специальные патрули. Они устраивают рейды и даже сами встают на самокаты, чтобы проще было преследовать нарушителей. Но ресурса городских властей недостаточно, чтобы отслеживать тысячи частных устройств, которые не подлежат никакой регистрации. Вот как об этом говорит Аркадий Гершман, урбанист, автор «Города для людей».
«Если вы делаете более сложным процесс шеринга, то логично, что люди будут покупать личные устройства, и они могут быть мощнее, быстрее. И тут уже никаких рук, ног, глаз, камер не хватит, чтобы это всё отслеживать.
Второй момент — полиция в России занята какими-то своими иногда вымышленными, иногда невымышленными проблемами. И, по сути, город влиять на это не может — это федеральный уровень. В 90-х в мире и, в том числе, в России была муниципальная полиция, которая должна была заниматься такими вещами — контролем платной парковки, например. И в том числе ездить со специальным аппаратом, который бы замерял мощность техники, и отлавливал бы пользователей на тротуарах. То есть у города есть проблема, и город решает это с помощью департамента муниципальной полиции, например, которая бы отвечала за такие дела — например, без пострадавших.
Но у нас централизация и стабильность, поэтому и безбилетников ловить некому, и есть отдельные проблемы с платными парковками в каждом городе. И, в том числе, с такими сверхмощными самокатами и велосипедами».
Как считает Виталий Гаевский, способствует распространению опасного транспорта и нечёткость понятий в законодательстве.
«Всё опять упирается в неправильный термин. Сейчас официальный термин СИМ — это любой одноместный транспорт с любым двигателем и количеством колёс. И там не указано ни ограничения по скорости, ни по массе. Поэтому формально продавцы ничего не нарушают — они обозначают мопеды и мотоциклы как СИМ. Главное — чтобы в инструкции было указано, что на одного человека. Даже спорткар, согласно формулировке, — это тоже СИМ».
Как власти собираются бороться с этой проблемой
Постепенно власти распространяют ограничения кикшеринга на всю сферу индивидуальной мобильности в целом. Например, в Москве недавно было введено общегородское регулирование для курьеров: все их транспортные средства оснастили номерами и занесли в специальный реестр.
Принимаются меры и на федеральном уровне. Осознав недостаточность изменений в ПДД 2023 года, Минтранс продолжил совершенствовать законодательство и объявил о введении контроля за частным транспортом.
Новые правила должны будут вступить в силу с 1 сентября 2026 года. С этого момента в ПДД будут действовать более точные определения.
Всё, что не вписывается в эту классификацию, будет запрещено к использованию на дорогах.
Наибольшие изменения коснутся СИМ. Покупая такую технику, владелец обязан будет зарегистрировать ТС в течение 10 дней с момента покупки в федеральном реестре. После этого он получит обязательный аналог госномера — учётный знак и учётную метку (QR-код). Тем, у кого уже есть такой транспорт, дадут отсрочку на регистрацию до 1 марта 2027 года.
Перед каждой поездкой владельцы по аналогии с арендой обязаны будут авторизоваться в специально созданном приложении, разработка которого ляжет на сами города. Там, где система не будет создана, можно будет ездить без авторизации. Приложение будет передавать данные о местоположении, скорости, времени начала и окончания поездки, нарушениях правил.
Регионы получат право на сбор пошлин при регистрации СИМ. За отказ от регистрации будет предусмотрена административная ответственность. Штрафы будут достигать 30 тысяч рублей. Следить за соблюдением этих ограничений местные власти смогут без привлечения ГИБДД. После пяти неоплаченных штрафов доступ к системе закроют до погашения задолженности.
Как не нарушать правила
Новые требования вступят в силу только через год, хотя и непонятно, заработает ли планируемая система контроля к планируемому сроку. Вот что можно сделать сейчас:
Андрей Вдовенко