Лучший канал о каршеринге, более 7000 подписчиков!

О женщинах за рулем и не только

Автор Трушеринга и каршеровод Анастасия Ольденбургская подготовила к 8 марта специальный пост о роли женщин в автомобильной индустрии, женщинах-водителях на дорогах, статистике страховых и каршеринговых компаний и, конечно, акциях в честь Международного Женского Дня.

    На бранном поле «Кто лучше водит — женщины или мужчины» сломано столько копий, что оно напоминает спину дикобраза. Поэтому именно сегодня, 8 марта, я решила в очередной раз затронуть эту тему в надежде на то, что даже самые замшелые шовинисты (пусть и ненадолго) станут милыми котиками.

    В этом материале:

  • Расскажу о том, что без женщины автопрома могло бы и не существовать вовсе,
  • Вспомню некоторых профессиональных женщин-гонщиков, которые стали легендами автоспорта,
  • Поразмышляю на тему «женщина за рулем — это хорошо или где»,
  • Озвучу некоторые цифры и статистику и наглядно покажу, что в России никто (ГИБДД, страховщики, каршеринг) не страдает гендерными предрассудками,
  • После чего расскажу, какие сюрпризы подготовили операторы каршеринга в честь 8 марта и вместе с вами поздравлю представительниц прекрасной половины человечества с «профессиональным праздником».
  • Наверняка многие знают, что один из самых известных автопроизводителей — Mercedes-Benz — своим названием обязан девушке. Эмиль Еллинек, бизнесмен и дипломат, на заре туманного будущего автомобилестроения настолько воодушевился прогрессивным ноу-хау, что дал одной из моделей машин (Daimler 35hp) имя своей дочери — Мерседес.

    На самом деле, история с именем сильно притянута за уши, потому что и саму Мерседес Еллинек в действительности звали немного по-другому (Адриана Мануэла Рамона, а Мерседес всего лишь было ее домашним прозвищем), и машины она не любила.

    Как хорошо, что не все женщины того времени придерживались пуританских взглядов, а встречались и прогрессивно мыслящие. О них-то и пойдет речь дальше.

    Самый старый из сохранившихся автомобилей, называвшихся Mercedes, – Mercedes Simplex 1902 года

    Берта Бенц

    Мировая автомобильная промышленность во многом обязана Берте Бенц — супруге Карла Бенца — создателя «самодвижущегося экипажа». Капитал девушки лег в основу бизнеса будущего мужа, а талант маркетолога помог превратить автомобиль из забавной, но бесполезной технической штуковины в вещь, имеющую практическое применение.

    Практичная немка, которой на тот момент было всего лишь 22 года, вложила свое приданое в металлургическую и машиностроительную фабрику Карла Бенца и Августа Риттера, чем спасла производство от разорения.

    Кроме того, Берта стала тем самым «волшебным пендалем» для своего мужа, который иногда бывает необходим мужчинам, и помогла ему сохранить веру в себя и в будущие победы. Именно она уговорила мужа не бросать работу над созданием первого автомобиля.

    Берта сумела отметиться в истории автопрома дважды. Из-за своей природной своенравности и самостоятельности немка вместе с двумя сыновьями отправилась в немыслимое для того времени путешествие. За рулем самодвижущегося экипажа мужа Берта преодолела путь длиной в 100 с лишним километров: в дороге ей пришлось придумать себе заправку (купить в аптеке Лигроин — нефтепродукт, способный быть топливом для бензиновых и дизельных двигателей), пройти ТО (заменить у сапожника кожаные тормозные накладки и подтянуть растянувшуюся цепь у кузнеца), своими силами осуществить незначительный ремонт и устроить рекламную кампанию для зевак, собравшихся посмотреть на чудо-чудное и диво-дивное.

    А еще, вернувшись домой, Берта посоветовала своему мужу подумать над вопросом оснащения транспортного средства коробкой передач (увеличить число этих самых передач до двух).

    Усовершенствование автомобиля

    Повсеместная популяризация транспортных средств подтолкнула прекрасную половину человечества к доработке конструкции автомобиля, его технических особенностей и созданию всего того, без чего немыслим современный авто. На этом поприще отметились многие женщины: Маргарет Уилкокс, которая разработала автомобильный отопитель, Мэри Андерсон (ей принадлежит идея оснащения машины дворниками), Флоренс Лоуренс, придумавшая указатели поворота, Эль-Дорадо Джонс и ее выхлопная система, Стефани Кволек, создавшая кевлар.

    Женщины в автоспорте

    Пионером в женском автоспорте стала Камилла дю Гас. В 1901 году первая в мире женщина-гонщик приняла участие в самом крупном на тот момент соревновании — пробеге Париж — Берлин. Несмотря на то, что финишировать ей удалось лишь 32-й, начало было положено.

    Первая серьезная победа в автоспорте принадлежала чешке Элишке Юнкове, на треке девушку увидели за рулем гоночного Bugatti 30 в 1923 году, а уже в 1924 она одержала победу в гонке Лашотен Тремона. «Королева руля», как ее окрестили журналисты, выступала наравне с именитыми пилотами современности и в копилке своих побед хранила первенство над Тацио Нуволари, Эрнестом Мазерати, Рене Дрейфусом на сложнейших трассах: Тарга-Флорио и Нюрбургринг.

    Представительницы прекрасной половины человечества участвовали не только в кольцевых гонках, но и в раллийных. В 2000-м 19-летняя американка Сара Фишер стала первой в истории женщиной, занявшей призовое место в престижной гонке Indianapolis 500.

    В следующем году немка Ютта Кляйншмидт, одержав победу в ралли Париж — Дакар, вытеснила с пьедестала почета и почитания у немецких фанатов автоспорта звезду Формулы 1 Михаэля Шумахера. А в 2008 году ее коллега из США Даника Патрик стала первой женщиной, которой удалось победить в гонке серии IndyCar.

    Ты узнаешь её из тысячи

    Женщина за рулем — как звезда: ты её видишь, она тебя — нет. Это одно из самых лайтовых шовинистических высказываний, которыми характеризуют мужчины манеру некоторых барышень управлять своим транспортным средством.

    Источник: Getty Images

    Не скрою, поведение многих девушек на дороге вызывает массу эмоций. Их всегда видно издалека: характерные «женские» автомобили (но это не обязательно), неуверенные и/или хаотичные перестроения, не к месту включенный поворотник, который она просто забыла выключить после маневра. А еще приклеенный на заднее стекло стикер туфли в красном треугольнике или наклейка со словами «путаю педали», или уютно расположившиеся на торпедо или задней полке мягкие игрушки (я это называю «кладбище домашних животных»).

    Таких, пожалуй, и правда стоит пропускать, особенно если она вдруг решила перестроиться, причем в упор не замечает, что по нужному ей ряду кто-то едет (действительно, зачем?), и опасный маневр, судя по траектории, рискует закончиться в одной из делателей твоей машины. А лучше, знаете, держаться от таких подальше. Целее будете!

    Как хорошо, что не все такие, и иногда ночью на МКАДе можно схлестнуться с какой-нибудь леди на «гелике» и проехаться десяток-другой километров до нужного поворота, задорно играя в «шашки».

    Вообще, в силу гендерных особенностей психологии, восприятия и оценки происходящего, поведение женщин и мужчин за рулем действительно отличается. Считается, что женщины строже относятся к ПДД, реже их нарушают, практически никогда не пытаются «показать себя» или доказать что-то окружающим: обогнать, подрезать, совершить эффектный маневр, стартовать раньше всех — это не про них. Хотя свойственная всем девушкам непосредственность может сыграть злую шутку. Такие экземпляры частенько становятся звездами Youtube и героинями различных мемов.

    Не пол, а опыт

    Мне не удалось найти какой-либо официальной статистики по количественному соотношению женщин и мужчин за рулем в России. Только с января 2015 года ГИБДД обязали анализировать аварии по большему количеству параметров, в том числе по гендерному признаку.

    По данным Госавтоинспекции, за январь-сентябрь 2016 года в стране произошло чуть более 87 тысяч аварий по вине мужчин за рулем. И только 14,4 тысячи инцидентов спровоцировали женщины. Более детальной статистики нет ни у ГИБДД, ни у страховых компаний.

    Даже операторы каршеринга не смогли назвать конкретные цифры, сколько у них клиентов мужчин, а сколько — женщин. Разве что в СМИ встречаются упоминания о том, что в последние годы наметился существенный рост числа женщин-водителей.

    Аналитику по количеству ДТП, произошедших по вине водителей того или иного пола, а также по наиболее характерным нарушениям и полученным штрафам периодически проводят эксперты из Европы и США. Стоит отметить, что делать это довольно затруднительно, ведь страховщиками машин зачастую выступают мужчины.

    Согласно опубликованным данным, число водителей женщин и мужчин в 2010-х годах практически сравнялось, при этом первые обычно ведут себя более дисциплинированно. В страховых компаниях Европы даже есть специальные скидки на страховку для женщин, поскольку считается, что их манера вождения — безопаснее.

    Но как на Западе, так и в России, эксперты, представители дорожной полиции и сотрудники ГИБДД сходятся во мнении, что на самом деле в экстремальных ситуациях поведение человека за рулем зависит не от того, какой ленточкой (голубой или розовой) его в роддоме перевязали, а от характера, темперамента, и, в первую очередь, опыта вождения.

    Оценить характер аварий и провести сравнительный анализ попытались сотрудники страховой компании «АльфаСтрахование», взяв за основу данные клиентской базы по полисам КАСКО.

    По информации страховщика, женщины-водители попадают в ДТП на 28% чаще мужчин. Но при этом аварии, учиненные женщинами, можно охарактеризовать как легкие, с незначительными повреждениями, они редко приводят к появлению пострадавших или жертв. В основном, подобные столкновения происходят из-за несоблюдения правил перестроения и маневрирования.

    В случае с водителями-мужчинами картина выглядит несколько по-иному: они больше лихачат, а ДТП становятся следствием превышения скорости, что, как правило, заканчивается плачевно.

    Средние компенсации после аварий по вине мужчин на 10% выше, чем произошедшим из-за женщин-водителей.

    Женщины в каршеринге

    Не скрою, меня очень удивили и одновременно расстроили российские сервисы каршеринга (и их подавляющее большинство), которые не смогли ответить на несколько несложных вопросов. Ну, то есть как, не смогли ответить, кто-то просто проигнорировал мое письмо, кто-то ответил, однако сделал это в общих формулировках («средняя температура по больнице») и даже после уточнения не назвал конкретных цифр. Во всей этой ситуации меня искренне порадовали ребята из новосибирского Cars7 и 13-й оператор в Москве — TimCar. О том, как им это удалось, расскажу чуть позже.

    Поясню: ничего сложного в моих вопросах не было. В частности, меня интересовали статистические данные каршерингов о количестве зарегистрированных женщин и мужчин, ну или хотя бы их процентном соотношении; возможные гендерные предпочтения операторов или их отсутствие; третий вопрос касался образа типичного нарушителя ПДД и статистики оператора по ДТП.

    Хотелось услышать что-то вроде: «Штрафы получаем в основном по вине нарушителей мужского пола, а вот в аварии чаще попадают девушки». Или, наоборот: «Мечтаем видеть среди своих пользователей только женщин, так как они не нарушают ПДД и не попадают в ДТП». мои мечты не оправдались

    Если коротко пересказать суть нашего общения с каршерингами, то вырисовывается следующая картина: каршеровод — на две трети мужчина и лишь на 30% женщина, ведет себя адекватно, хотя и не всегда, нарушает правила регулярно, часто ездит быстрее, чем того хотят законодатели, и по тем полосам, которые для езды простых водителей не предназначены. Через два дня на третий, нет-нет да и припаркует автомобиль каршеринга хрен-пойми-как и непонятно зачем с нарушениями, из-за чего его потом приходится вызволять со штраф-стоянки.

    В каршеринге EasyRide рассказали, что в будущем «были бы рады большему количеству женщин» среди своих клиентов. На сегодняшний же день подавляющее большинство клиентов сервиса — мужчины, и штрафы, в основном, приходятся на их долю.

    Компания Car5 сообщила, что статистику по полу пользователей в компании не ведут, однако, по оценке активности клиентов в соцсетях, 91% подписчиков официальной группы ВКонтакте — мужского пола.

    У нас нет предпочтений по полу клиентов, на одобрение регистрации пол никак не влияет.

    CAR5

    У YouDrive на сегодняшний день среди клиентов больше мужчин-водителей. Но, как подчеркнули в пресс-службе компании, ответственность за рулем не зависит от пола.

    Нам приятно, если нашим сервисом пользуются ответственные и вежливые водители.

    YouDrive

    Carenda тоже не заморачивается с раздельным подсчетом клиентов-женщин и мужчин. «Но, предположительно, мужчин больше. Примерно 70/30».

    В связи с тем, что удивить общественность, запустившись в Москве под №13, достаточно сложно, мы сделали упор на удобство сервиса, бесперебойность работы и быстрое реагирование на различного рода ситуации, то чего в крупных фирмах, порой, не хватает.

    TimCar

    Как я писала выше, TimCar смогли удивить своим нестандартным подходом к банальной просьбе ответить на вопросы, а еще тем, что ведут статистику по клиентам. Представитель каршеринга сообщил, что число зарегистрированных в сервисе мужчин больше, при этом нельзя отрицать, что «женщинам нравится TimCar». Оператор дал очень яркую и емкую характеристику каршероводам, которые становятся участниками ДТП (честное слово, я аплодировала стоя):

    — В целом, мы бы охарактеризовали таких клиентов как «люди с агонией рассудка». Аварии нелепы, они странные, — поделился своими впечатлениями сотрудник компании, добавив, что если опираться на сухие цифры, то по числу нарушений женщины не уступают мужчинам, однако в ДТП пока не попадали.

    Нам приятно, что нашим сервисом пользуются, и не важно мужчины или женщины.

    TimCar

    Также не были замечены в качестве участниц ДТП пользователи Карусели и новосибирские девушки, которые пользуются каршерингом Cars7.

    К сожалению, женщин меньше, но мы бы хотели, чтобы женская половина человечества тоже приобщалась к нашему сервису.

    Colesa.com

    Среди клиентов BelkaCar только 13% девушек, но при этом стоимость аренды женской части пользователей на 20% больше. А самый любимый автомобиль — Mercedes-Benz CLA.

    В Делимобиле отметили, что, по статистическим данным компании, ежемесячный прирост женской аудитории в настоящее время составляет порядка 15%. При этом представительницы прекрасной половины человечества активно пользуются ночной парковкой и выбирают тарифы с КАСКО.

    Женщины намного бережнее относятся к автомобилю, и даже если ДТП случаются, то повреждения — незначительны.

    Делимобиль

    В каршеринге Car4You зарегистрированы в основном мужчины, девушек там только 14% от общего числа клиентов. Отсюда, наверное, и статистика нарушений, которые в основном совершают молодые люди.

    Данные по штрафам у всех каршерингов примерно одинаковые: более половины — превышение скорости от 20 до 40 км/ч, оставшиеся правонарушения приходятся на несоблюдение разметки (при парковке, после чего автомобиль обычно эвакуируют) и движение по полосе для маршрутных ТС.

    8 марта в каршеринге

    Конечно же операторы захотели порадовать в этот праздничный день своих клиенток (и клиентов). Итак, акции, приуроченные к 8 марта:

  • YouDrive и BelkaCar традиционно подготовили для девушек подарочные боксы.
  • Секретные подарки от colesa.com будут ждать в автомобилях каршеринга жительниц Петербурга, зарегистрированных в сервисе.
  • EasyRide пообещал подарить всем женщинам бесплатную поездку на Renault Kaptur (аренда машины не должна превышать 60 минут).
  • Снизят стоимость пакетных тарифов в Car4You: на 50 рублей подешевеет часовой тариф, на 100 рублей — пакет на 6 часов, скидка на суточный пакет составит 150 рублей.
  • Car5 совместно с Datsun устраивает конкурс селфи, победительницы получат денежные сертификаты на покупку косметики и парфюмерии.
  • Первый столичный каршеринг на отечественных автомобилях Карусель устроит конкурс в соцсетях оператора на получение бонусов, а также планирует разложить по своим машинам приятные и полезные подарки.
  • Новосибирский каршеринг Cars7 также обещал порадовать своих клиенток небольшими сюрпризами.
  • TimCar вновь был многословен, суров, но справедлив. Оператор намекнул, что человеческие ресурсы компании не безграничны, поэтому они не смогут накупить подарков, чтобы банально разложить их по машинам. Зато могут подарить скидки всем без исключения клиентам сервиса, причем срок проведения акции не будет ограничен одним днем 8 марта, а продлится все выходные (8-11 марта).
  • Аналогичным образом поступили и в Lifcar, компания понизила свой тариф до 4 руб/мин на все праздничные дни.
  • Делимобиль ограничится персональным поздравлением в SMS или уведомлением в приложении.
  • 30 подарков от UrentCar и их партнеров будут спрятаны в автомобилях оператора.
  • В заключение, мне бы тоже хотелось поздравить каждую девушку и не важно, сколько ей лет, водит она машину или расположилась на пассажирском сиденье, с нашим днем — 8-м марта! Пожелать ей оставаться такой же милой и привлекательной, верной подругой, хорошей женой и заботливой матерью, а еще выразить надежду, что хотя бы сегодня ничто и никто не омрачит ее прекрасного настроения.

    А теперь идите и поздравьте свою даму сердца! И не забудьте передать привет от команды Трушеринга!

    Правила сообщества
    • комментируйте!
    • будьте вежливы, уважайте участников;
    • старайтесь оставлять информативные, полезные и интересные комментарии;
    • соблюдайте действующее законодательство;
    • мы не приветствуем размещение промокодов и рекламы;
    • лучшие комментарии будут отмечены редакцией;
    • вы тоже можете стать автором или участником проекта и продвигать свои промокоды;