Наш канал в Телеграм

Доходы на уровне ИТ, поддержка бизнеса и новые меры регулирования: как меняется работа курьера в России

Знаете ли вы, кто везёт вам еду и очередной заказ из магазина?

Работа курьера

Курьер — уже почти «айтишник», как минимум по уровню дохода в крупных городах. Максимальная зарплата, предлагаемая в вакансиях курьеров, в этом году сравнялась с предложениями для начинающих ИТ-специалистов и составила 155 тысяч рублей. Теперь представители этой профессии являются самыми высокооплачиваемыми среди рабочих специальностей.

При этом их график почти никогда не является фиксированным. Курьеры сами выбирают подходящие смены, фактически, работая на фрилансе. Это привлекает в индустрию студентов и тех, кто совмещает доставку с другой работой с гибким графиком.

Бум сервисов доставки пришёлся на время пандемии Covid-19, когда именно курьеры стали связующим звеном между обычными людьми и ретейлом. Доставка даже небольших покупок стала массовым явлением и остаётся таковым до сих пор. По данным Дептранса Москвы, каждый день в столице работает более 100 тысяч курьеров, которые выполняют до полумиллиона заказов в сутки.

Сегодня в России отмечают день курьера, и мы предлагаем поговорить о не самых очевидных нюансах этой профессии. Как зарабатывают «доставщики», чем им помогают сервисы — и заменят ли их всех роботы?

Помощь сервисов

Курьер — не просто человек с сумкой, который везёт к вам заказ на велосипеде или скутере или даже бежит пешком. Как и у всех, у него есть желания и потребности. А свои деньги «доставщики» получают не просто так: часто они проводят больше 8 часов в дороге, перемещаясь между магазинами и ресторанами в любую погоду.

В таких условиях не обойтись без особых мер поддержки, чем крупный бизнес занимается уже несколько лет.

Фирменная одежда и техника. С улучшенной защитой от ветра, дождя и любых других погодных условий. Вы наверняка не раз видели людей в фирменных куртках Самоката, Яндекс Еды или Лавки и многих других сервисов на улицах своего города. Сегодня эта одежда — не просто обычный no-name с брендом компании.

Так, например, в прошлом году Самокат рассказал о том, как разработал целый набор одежды для своих партнёров по доставке. Для различных погодных условий в комплектах есть футболка, флиска, утеплённая куртка, которые можно комбинировать.

Одеждой, конечно, дело не ограничивается. В конце прошлого года Яндекс представил собственный электровелосипед. Арендовать его сегодня могут и пользователи кикшеринга Яндекс Go. Но в первую очередь эта техника предназначена для курьеров, которые теперь могут быстро доставлять заказы, не перегружаясь физически. А этой осенью компания открыла собственную сеть велоцентров и пообещала обеспечить транспортом более пяти тысяч курьеров.

Еда и комфорт. То, что нужно нам всем. В конце прошлого года Яндекс запустил программу питания для курьеров-партнёров и водителей, на что выделил более 60 млн рублей. Благодаря этому доставщики теперь могут приобрести комплексный обед из двух блюд со скидкой. Получить и разогреть заказ можно в ближайшем дарксторе Лавки.

Ещё одна частая проблема курьеров — необходимость заранее бронировать дни работы. Но даже здесь условия становятся всё гибче. Этой осенью X5 Доставка запустила Биржу курьеров. Она позволяет брать заказы из Пятёрочки, Перекрёстка и дарксторов Х5 в любое удобное время зарегистрированным партнёрам сервиса.

Информационная поддержка. Чтобы помочь курьеру, сначала нужно узнать, чего он хочет. Этим с прошлого года занялся Яндекс, который добавил в приложение Лавки возможность посмотреть на фото курьера и узнать мечту, на которую он копит. Так сервис предлагает пользователям ближе познакомиться с теми, кто каждый день помогает им получать покупки, и сформировать культуру чаевых.

Кстати, как оказалось, чаще всего курьеры копят на оплату нового велосипеда, обучения в автошколе и путешествия. Есть и уникальные варианты — например, на собственную студию звукозаписи.

В этом году Яндекс провёл несколько паблик-токов в Москве и Санкт-Петербурге, посвятив их безопасности на дороге и новому регулированию сферы доставки. Осенью компания отчиталась, что инвестировала в безопасность доставки сразу 500 млн рублей.

В прошлом году Самокат запустил виртуальный музей курьера. В 3D-пространстве создали целую галерею, рассказывающую о истории доставки с времён Древнего Египта до наших дней. Удивительно, но факт — есть люди хотели всегда, а ходить за покупками не очень. Только раньше это было доступно лишь отдельным элитам, а теперь доставку может заказать вообще кто угодно.

Этой осенью онлайн-ретейлер также провёл для своих партнёров уже третий сезон проекта Курьерсёрфинг. Его темой стал блогинг, а участникам предложили обучающий интенсив в Москве, на котором они узнали, как находить креативные идеи и создавать интересный контент про доставку, путешествия и хобби.

Новые технологии. Возможно, что уже скоро нас всех заменят роботы. Курьеры здесь не исключение — роверы Яндекса, занимающиеся доставкой еды, можно встретить в Москве, Иннополисе, Мурино Ленинградской области, на «Розе Хутор» и Красной Поляне в Сочи. Пока их общее число невелико, но радиус доставки и количество поддерживаемых зон растёт. Так что роботы в такой профессии — уже давно не картина будущего, а реальность.

К тому же одними сервисами Яндекса здесь дело не ограничивается. Этой осенью доставку роботами-курьерами из Пятёрочки запустила X5 Доставка, подключив опцию на части улиц в Москве.

Государственное регулирование

Оно уже активно влияет на жизнь курьеров. А в Москве в этом году также начались процессы, которые уже в ближайшем будущем позволят сделать работу этих людей максимально прозрачной и удобной.

В Москве. Доставщики должны иметь одинаковый стиль и быть узнаваемыми на улицах, считают власти столицы. Поэтому в апреле 2024 года в Москве приняли Стандарт о работе служб доставки, определяющий требования к документам курьеров, их внешнему виду, сумкам и транспорту.

Согласно Стандарту, курьеры, работающие в службе доставки, должны пройти тестирование на знание правил безопасного вождения транспортных средств в городе перед выходом на первые смены. Доставщиков также обязали регистрироваться в системе КИС «АРТ». Ранее её использовали только для таксопарков и их водителей.

После регистрации в КИС «АРТ» курьер получает уникальный цифровой ID, а компания обязуется передавать данные о его перемещениях и получает подтверждение, что сотрудник имеет все нужные документы.

В соответствии со Стандартом о работе служб доставки с 1 октября курьеры в Москве должны иметь идентификационные номера на транспорте и сумках, что позволит распознать их во время движения и в момент передачи заказа. А с 1 мая транспорт курьеров оснастят приборами для автоматического ограничения скорости до 25 км/ч и интегрируют его в единые медленные зоны. На текущий момент в КИС «АРТ» зарегистрировались уже более 40 тысяч курьеров.

Осенью в Москве также начали оборудовать специальные места для парковки, чтобы велокурьерам было удобно и безопасно оставлять свой транспорт. Они безопасно расположены у мест, где курьеры чаще забирают заказы: торговых и бизнес центров, вблизи магазинов-складов, кафе и ресторанов.

Опыт Москвы влияет и на другие города. В Санкт-Петербурге этой осенью предложили создать реестр курьеров на велосипедах и СИМ. Для регистрации доставщиков обяжут пройти корпоративное обучение и сдать экзамен на знание ПДД. Каждому сотруднику и его средству передвижения присвоят идентификационные номера. Для обращений жителей и гостей Петербурга может быть создан единый номер телефона или чат-бот.

На федеральном уровне. Сейчас в России активно обсуждают вопросы развития «платформенной экономики», и тема занятых в ней людей занимает одно из первых мест. В основном курьеры сегодня работают с сервисами как «партнёры», не оформляясь по трудовому кодексу. Это позволяет им не иметь чёткий рабочий график и брать смены в удобное время, совмещая работу с учёбой и другими делами. Но в то же время и курьеров обычно нет больничного и других преимуществ официально трудоустроенных сотрудников.

В Европе борьбой за права курьеров занимаются профсоюзы, а их предложения поддерживают государственные органы. Ещё в начале этого года совет ЕС и Европарламент согласовали законопроект, который позволит лучше защищать права работников онлайн-платформ. И будет проще подавать жалобы на условия труда и добиваться признания себя не самозанятыми, а наёмными работниками, для того чтобы получать все полагающиеся последним льготы.

В России пока о таком уровне защиты прав работников не говорят. Но уже в 2025 году в Госдуму поступит проект закона «О платформенной экономике в Российской Федерации», подготовленный Минэкономразвития. Его пока называют скорее рамочным и отмечают, что он может заложить основу для регулирования в мире доставок, маркетплейсов, сервисов вызова такси и других.