Наверняка у вас была ситуация: обсуждаете что-то с другом (например, диваны), а спустя пару часов обнаруживаете в контекстной рекламе кучу диванов. Естественно, возникают подозрения. Особенно, если вы не интересовались темой обсуждения.
Логично предположить, что микрофон смартфона все время включен, реагирует на ключевые слова и подбирает вам нужную реклама. Но все-таки это миф – объясняем, почему.
Как появился миф о прослушке телефонов?
Впервые об этом массово заговорили в 2016-м. Американский канал WFLA выпустил сюжет о том, как фейсбук (принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской) прослушивает пользователей через айфон. В качестве доказательства канал привел случай профессора Келли Бернс. Она утверждала, что вслух сказала о планах посетить сафари – и тут же получила рекламу.
Позже оказалось, что она все-таки гуглила информацию о сафари, а значит оставляла цифровой след и могла получить рекламу. WFLA удалил сюжет из-за недостоверности, но он запустил появление все большего числа теорий заговора.
Впрочем, прослушка действительно бывает. Но за ней обычно стоят не соцсети и операционные системы, а конкретные, обычно сомнительные, приложения и программы. В расследовании The New York Times 2017 года говорится, что сотни мобильных игр прослушивают детей. Правда, во всех случаях пользователи сами предоставляли доступ к микрофону.
Поэтому главный вывод — не давайте программам доступ к микрофону, если в этом нет необходимости.
Почему телефоны вряд ли прослушивают нас?
Допустим, вы не доверяете Марку Цукербергу или другому главе крупной корпорации, который просит просто поверить в честность его компании. Но есть серьезные аргументы, почему ваш телефон не прослушивают 24/7.
Это убьет смартфон. Телефон с постоянно включенным микрофоном будет нагреваться и хуже работать. Наверняка вы заметите, что устройство изнашивается быстрее. Люди, которым действительно устанавливали на смартфон шпионские программы, рассказывали, что их телефон постоянно был горячим.
Это дорого. Трудно представить, сколько терабайт информации наговорит за неделю население даже небольшого города. Для хранения потребуется много серверов, а еще совершенный искусственный интеллект, который будет верно определять контекст всего сказанного.
Это незаконно. В России, США и Евросоюзе скрытая прослушка запрещена. Конечно, есть нюанс с голосовыми помощниками. Немногие из нас читали пользовательское соглашение, согласно которому некоторые разговоры с помощником записываются – например, для улучшения его качества.
Что в итоге. Вшивать в телефон прослушку – это дорого, рискованно и незаконно.
Но как объяснить настолько точную рекламу?
Бывший сотрудник Google Тристан Харрис говорил, что понимает обеспокоенность людей. «Телефоны вас не прослушивают, но делают кое-что хуже», – пугает он и объясняет: дело в том, что соцсети для каждого человека создают цифровой аватар. На основе лайков, репостов, друзей и другой информации алгоритмы учатся предугадывать поведение людей.
Поэтому иногда реклама действительно может случайно угадать, что вы недавно обсуждали.
Но есть и другие объяснения:
Ваш близкий погуглил вещь, которую вы обсуждали. Да, реклама настраивается и таким образом: если вы объединены с родственником через вай-фай, вам могут предложить похожие товары. Иногда даже просто на основе того, что вы одного пола и возраста.
Виноват голосовой помощник. «Алиса», Siri и другие голосовые капсулы иногда ложно срабатывают, реагируя на похожее слово, которое их включает. И в этот момент вы могли сказать нечто, что помощник расценил как поисковой запрос. Если вы опасаетесь такого сценария, просто отключайте голосовой помощник, когда он не нужен.
Как убедиться, что телефон меня не прослушивает?
Договоритесь с кем-нибудь об эксперименте. Ведите обычный разговор, но иногда внезапно произносите название товара — например, детской коляски. Говорите, как хотите ее купить и задавайте вопросы: где ее найти, как подобрать размер и так далее. Попросите собеседника делать то же.
Поговорите так полчаса, а через день полистайте телефон. Если вы не гуглили называемый товар, то вероятность, что реклама предложит вам детские коляски минимальна.
Блогеры на ютубе проводили похожий эксперимент в прямом эфире, но допустили ошибку: серверы ютуба относятся к гуглу, и специально включенный микрофон в трансляции уже мог легально собирать информацию для формирования рекламы.