Наш канал в Телеграм

Больше поездок и контроль за нарушениями: как развиваются сервисы аренды электросамокатов в Москве в 2024 году

Подводим первые итоги работы сервисов со старта сезона и говорим о главных опциях и инновациях операторов и города

Главные показатели

Сервисы аренды электросамокатов в столице продолжают наращивать масштабы работы. По данным операторов, в этом сезоне их активными пользователями являются уже 4 млн человек. В прошлом году в это же время активных пользователей было 3 млн человек. В среднем самокаты берут в аренду 320 тысяч раз в день. Для этого пользователи используют три ключевых сервиса: Яндекс Go, МТС Юрент и Whoosh.

Среднее время аренды с марта по июль 2024 года составило 12 минут, а маршрут поездки 2 км. 85% всех поездок — до остановок городского транспорта, метро, дома, университета или офиса.

Покрытие и инфраструктура

Растущей популярности электросамокатов способствует расширение географии поездок. Крупнейшие операторы уже работают во всех районах Москвы, а в списках доступных зон сегодня можно найти и некоторые города области.

Городские власти совместно с операторами продолжают развивать инфраструктуру для СИМ. Сегодня в столице установлено 15 тысяч велопарковок, из которых 11 тысяч разместили сами сервисы аренды электросамокатов. Основной упор в развитии инфраструктуры сделан на локации вблизи транспортно-пересадочных узлов, станций метрополитена и остановках городского транспорта.

Такой подход выбран не случайно: сервисы аренды тесно интегрированы в транспортную сеть столицы. Основная часть поездок на электросамокатах сегодня приходится на поездки с конкретными целями. Среди них преобладает транспортный сценарий. Жители и гости Москвы используют самокаты, чтобы быстро добраться до ближайшей станции метро или остановки другого городского транспорта. Так достигается непрерывность маршрута.

Сервисы аренды электросамокатов совместно с Ассоциацией операторов микромобильности и городом в этом сезоне нарисовали велополосу протяжённостью 1,3 км на Цветном бульваре.

Наконец, за поддержание порядка на улицах и парковках в Москве сегодня отвечает целый ряд специалистов. Основу составляют чарджеры и скауты: первые ездят по городу и заряжают самокаты, а вторые наводят порядок на велопарковках так, чтобы ТС было достаточно везде — и они не мешали прохожим. В этом сезоне количество таких специалистов в Москве выросло в 2 раза и теперь составляет почти 2 тысячи человек.

В этом сезоне Яндекс Go также вывел на улицы скаутов-«штраферов», которые следят за соблюдением правил вождения. Сотрудники подсказывают пользователям, где расположена ближайшая парковка и напоминают правила безопасного вождения. Если скауты фиксируют нарушение, они передают данные в службу поддержки для повторной проверки и выписывания штрафа.

Правила и регулирование

В марте 2023 года вступили в силу поправки в ПДД, которые зафиксировали статус СИМ в законодательстве и установили правила использования этого вида ТС на дороге.

Чтобы пользователи смогли без труда разобраться и запомнить новые правила, Дептранс сделал разбор всех изменений на сайте образовательной программы «Включите режим безопасности». Городские власти совместно с операторами также весь сезон проводили школы вождения для москвичей.

В апреле в столице прошёл очередной «Съезд на СИМ» — крупнейшая тематическая конференция микромобильности в стране. В рамках мероприятия эксперты, представители сервисов, властей и Ассоциации операторов микромобильности обсудили текущее состояние индустрии, её перспективы и планы по развитию.

Аварийность, штрафы и блокировки

Операторы активно работают над тем, чтобы повысить уровень безопасности на электросамокатах. Тем не менее, статистика показывает, что аварийность все же растёт вместе с числом поездок, а каждое четвёртое ДТП происходит с участием несовершеннолетних.

Если смотреть распределение ДТП по операторам, то меньше всего происшествий приходится на самокаты Whoosh, второе место занимает МТС Юрент, а в конце идёт Яндекс Go.

Сегодня, чтобы обеспечить соблюдение требований ПДД и собственных правил, операторы активно вводят новые меры. Сервисы постоянно проводят обучающие мероприятия, предупреждают пользователей о нарушениях, тестируют различные технологии для большей безопасности поездок.

Наконец, компании увеличивают штрафы для любителей «погонять»: сегодня максимальный размер наказания составляет 150 тысяч рублей. В августе Дептранс Москвы также предложил увеличить штрафы за езду вдвоём и передачу руля несовершеннолетним с 5-10 тысяч рублей сразу до 100 тысяч.

Деньги направляют на развитие и расширение образовательных проектов, популяризирующих правила дорожного движения на СИМ, развитие соответствующей парковочной и дорожной инфраструктуры.

По данным Дептранса Москвы, с начала сезона до середины августа пользователи сервисов аренды электросамокатов в столице получили 110 тысяч штрафов от операторов, ещё 118 тысяч аккаунтов заблокировали за нарушения. Достичь этого удалось за счёт тесного сотрудничества бизнеса с ЦОДД и Госавтоинспекцией Москвы.

После блокировки человек не может повторно зарегистрировать аккаунт на тот же номер телефона. Это позволяет заметно усложнить повторный доступ к сервисам для злостных нарушителей.

Электросамокат — не игрушка

Несмотря на то, что аренда самокатов в сервисе доступна только с 18 лет, случается так, что у руля оказываются дети или подростки. Чаще всего такие поездки заканчиваются ДТП с серьёзными травмами.

Почему так происходит?

Самокат — это такой же транспорт, как и автомобиль, им нужно уметь управлять по правилам. Нужно не только соблюдать ПДД, но и маневрировать на дороге, знать у кого приоритет в движении, заранее замедлиться, уступить пешеходу, спешиться. Дети едут на максимальной скорости и не думают о таких вещах.

Операторы активно работают над мерами по недопуску несовершеннолетних в сервис. Так, например, в МТС Юрент с помощью сервиса МТС ID ввели проактивную блокировку пользователей в возрасте до 18 лет по номеру телефона. Доступа к аренде самокатов лишились свыше 4 тысяч человек.

Сегодня также прорабатывается вопрос введения идентификации пользователей через платформу МТС ID. С её помощью потенциальный арендатор сможет быстро подтвердить свой возраст.

Важно понимать, что когда родитель даёт своему ребенку «порулить» самокатом, арендовать его со «взрослого» аккаунта, или просто берёт ребенка к себе пассажиром, это существенно увеличивает риск попадания в ДТП. Такие поездки фиксируют камеры и родителю выписывают штраф — сегодня он составляет 10 тысяч рублей. Аккаунт пользователя также попадает под блокировку.

Образовательные мероприятия

Дептранс Москвы вместе с операторами проката проводят практические обучающие занятия — школы безопасного вождения электросамоката. В этом сезоне школы проходят в Москве каждые выходные.

Опытные инструкторы объясняют, как устроен самокат, как начинать и завершать поездки, как выбрать защитную экипировку для поездок и какие правила необходимо соблюдать. Затем пользователям дают возможность закрепить полученные знания на практике.

С полным расписанием школ можно ознакомиться на Едином транспортном портале. Подробнее о том, как водить самокат по правилам — на сайте образовательной программы «Включите режим безопасности».

Whoosh

Whoosh в этом сезоне провёл сразу 8 обучающих мероприятий оффлайн. Школы вождения проходили не только в рамках городских мероприятий и праздников, но и как самостоятельные события.

Жители и гости столицы смогли пройти обучение и попробовать себя в езде на электросамокатах на Северном речном вокзале в рамках Дня московского транспорта, ВДНХ на Дне молодёжи, в Лужниках на Дне спорта и других.

Одними Школами дело не ограничилось. Представители Whoosh в этом сезоне провели 5 лекций в вузах и школах, а также подготовили для преподавателей обучающие программы и видеолекции.

В августе Whoosh запустил рекламную кампанию на билбордах и в городских пабликах. Плакаты с пластилиновыми фигурками напомнили пользователям о правилах безопасного использования самокатов.

Сейчас Whoosh также проводит тест на внимательность перед стартом аренды на барных улицах и в «барное время». Это позволяет проверить, что человек находится в адекватном состоянии и готов совершить поездку. В случае, если в минутном тесте будет сделано много ошибок, или пользователь откажется его проходить, скорость самоката ограничится на уровне 15 км/ч.

На сайте и в мобильном приложении сервиса доступны образовательные материалы для пользователей.

МТС Юрент

В этом сезоне оператор также проводил свои Школы вождения. Ещё МТС Юрент принял участие в совместной Школе операторов на Северном речном вокзале в рамках Дня московского транспорта. Отдельно сервис провёл обучающее мероприятие для пожилых людей вместе с проектом «Московское долголетие». Пенсионеров встречали персональные инструкторы, которые помогли им совершить первую поездку на электросамокате.

МТС Юрент также организовал информационную кампанию, в рамках которой разместил информацию о правилах езды на электросамокатах на ярких плакатах на улицах Москвы, а также на обложке журнала сканвордов «Тёщин язык».

Сегодня в столице ежедневно работают консультанты сервиса. В первую очередь они сосредоточены на локациях, где больше всего людей впервые начинают пользоваться самокатом. К ним относят парки, набережные и другие рекреационные зоны. Консультанты объясняют пользователям базовые правила использования электросамокатов, а также ПДД для СИМ.

На сайте и в мобильном приложении МТС Юрент постоянно доступны образовательные материалы для пользователей.

Яндекс Go

В августе школы вождения от Яндекс Go проходят в выходные в парке Сокольники. Школа организована на эстраде «Ротонда», занятия бесплатные и доступны для всех желающих.

В рамках сервиса Авто.ру компания также провела социально-образовательный проект «Большой экзамен ПДД». Его аудитория превысила 1,2 млн участников, а количество людей, получивших оценку «Отлично» за пройденный тест, выросло за год с 70 до более чем 100 тысяч человек.

Оператор также регулярно запускал новые рекламные проекты и кампании в соцсетях, в том числе в партнёрстве с другими сервисами.

Сегодня у Яндекс Go также есть постоянный раздел с информацией о ПДД в приложении. Благодаря нему пользователи могут быстро вспомнить ключевые правила поведения на дороге, не отвлекаясь от аренды.

Новые технологии

Операторы не ограничиваются блокировкой и штрафами нарушителей. Они постоянно разрабатывают новые меры по контролю за поездками и повышением общего уровня комфорта и безопасности пользователей.

МТС Юрент

Сервисы обращают внимание и на аппаратную часть. В начале этого года МТС Юрент представил новый самокат собственной разработки. По данным компании, модель имеет лучшую устойчивость и более комфортна в управлении на любой скорости благодаря высоте и углу наклона стойки руля, а также параметрам руля и деки. Благодаря этому снижается количество инцидентов.

Весной МТС Юрент начал оснащать свои самокаты укрупнёнными индивидуальными номерами. Они выполнены из прочной светооражающей пленки без ламинации, что делает их легко считываемыми в темноте.

Whoosh

Обновлённая версия своего электросамоката в этом сезоне появилась и у Whoosh. Разработка мирового лидера в отрасли производства средств микромобильности Ninebot-Segway получила усиленную раму и вилку, а также повышенную герметичность мотор-колеса. Новая прошивка сделала управление устройством удобнее и безопаснее.

Вслед за этим Whoosh оснастил свои самокаты в столице крупными номерными знаками для более простой фиксации нарушений.

В этом сезоне компания также запустила технологию Антитандем в России, Беларуси и Казахстане. До этого функция выявления поездок вдвоём тестировалась в том числе в Москве.

Если система определяет, что два человека едут на одном самокате, пользователь получает предупреждение, а скорость автоматически снижается до 15 км/ч. По данным сервиса, после срабатывания функции «Антитандем» пользователи чаще всего завершают поездку или пересаживаются на два отдельных самоката. В утренний час пик 15 мая в Москве система ввела ограничения против сразу 800 аренд с нарушениями.

Совсем недавно Whoosh добавил функцию построения безопасного и удобного маршрута для самокатов прямо в приложении. Теперь пользователи могут сразу указать конечную точку маршрута и не отвлекаться на карты в других сервисах. Приложение будет работать в режиме навигатора всю дорогу.

Яндекс Go

Сервис в этом году начал сезон не только с Ninebot Max Plus 2023. В парк техники Яндекса добавилась и модель 2024 года. Обе версии электросамокатов инженеры оснастили усовершенствованными IoT-трекерами собственной разработки. Они быстрее и точнее определяют местоположение самоката и дают сигнал, если транспорт заехал в «медленную» зону.

На самокатах Яндекса также появились номера, сразу с задней и передней стороны. Это помогает городским камерам фиксировать нарушения.