Наш канал в Телеграм

Сериалы в тиктоке – новый тренд Голливуда: как появились и кто смотрит

Зарабатывают миллионы долларов на простейших мелодрамах

Мировая сериальная индустрия переживает кризис. Из-за забастовок сценаристов в 2023 году многие проекты приостановили, а некоторые и вовсе отменили. Одновременно с этим наметилась нехватка шоу с высоким рейтингом, которые ставили бы рекорды просмотров и приносили стримингам новых подписчиков.

Пока онлайн-кинотеатры пытаются сделать новую «Игру Престолов» с огромными бюджетами, другие игроки голливудского рынка осваивают нишу микросериалов, снятых вертикально по формату тиктока. Такие проекты требуют минимальных вложений, задействуют неизвестных актеров и не преследуют оригинальность и глубину сценариев даже по сравнению с мыльными операми 1980-х. И одновременно приносят создателям прибыль.

Откуда взялись такие сериалы?

Тренд задал Китай. В начале 2020-х формат использовали для промо фантастических веб-сериалов, но со временем он вырос в отдельный жанр. Сезон включает около 50 эпизодов, каждый длится одну-две минуты и обязательно заканчивается на самом интересном, чтобы зритель открыл следующую серию.

В США прорыв вертикальных сериалов начался в 2022 году с появления сервиса ReelShort. Сначала просмотров были мало, но затем сценаристы упростили истории и перестали стремиться к стандарту классических шоу — это оказалось успешной стратегией.

О чем эти сериалы?

Они представляют собой шаблонные истории с простыми конфликтами. Например, невинная девушка лет 20 и богатый вампир влюбляются друг в друга, но оказываются родственниками. Или миллиардер встречает свою бывшую, которая бросила его, когда тот был бедным.

Фрагменты из сериалов ReelShort завирусились в тиктоке, но в комментариях пользователи не восхищались, а насмехались над проектами. Они критиковали гротескную игру актеров (и сравнивали ее с латиноамериканскими мелодрамами или даже порнографией), дешевые спецэффекты и похожие, кочующие из сериала в сериал, сюжеты и образы.

Контент ReelShort легко раскритиковать, но авторы создали узнаваемый канон, который завоевал популярность за счет простоты формата. В США был даже момент, когда ReelShort скачивали чаще, чем приложение тиктока.

Как это делают и сколько зарабатывают?

Помимо ReelShort – флагмана вертикальных сериалов – каждый месяц появляются новые сервисы с похожим контентом. Делать такие сериалы намного дешевле и проще обычных, а выгода порой выше. Формат осваивают в Голливуде и конвейерно запускают по 30-40 проектов в месяц.

ReelShort за месяц зарабатывает около 10 млн долларов. Зрители могут бесплатно посмотреть несколько первых эпизодов, а чтобы завершить сериал, им потребуется подписка за внутреннюю валюту. Стоимость меняется от сериала к сериалу и обычно находится в районе 20-40 долларов. Есть опция досмотреть проект без подписки, но с рекламой.

Актеры и режиссеры критикуют скорость съемок и называют процесс безумным. Сериал обычно готовится за неделю, и у авторов нет времени переписать бессвязный сценарий об очередной Золушке, которую покорил богатый мужчина.

Актеры уверены, что некоторые сценарии пишет ChatGPT. Штат сценаристов у компании есть, но чаще всего он просто переводит китайские сериалы на английский или адаптирует фантастические новеллы. Например, за адаптацию истории в 30 тысяч слов сценарист получает 350 долларов.

Но большинство актеров (многие еще недавно были любителям) устраивают даже простые роли – они получают 300-500 долларов за съемочный день. Это больше, чем в среднем по рынку, но не сравнится с зарплатами актеров крупных сериалов.

Кто это смотрит и есть ли это за этим будущее?

США – крупнейший рынок вертикальных сериалов. Следом идут Индонезия и Филиппины. Главная фишка такого контента – универсальность историй, которые поймут в любой части мира. Гендиректор ReelShort Джои Джиа говорит, что уже создается альтернативная большому кинематографу индустрия. Она рассчитана на простоту и моментальное вовлечение – зрителю не нужно ждать, когда сериал раскачается.

Впрочем, даже актеры таких сериалов сомневаются, что тренд сохранится надолго. Однообразные мыльные оперы с налетом мистики быстро наскучат, и придется придумывать новые ходы. С другой стороны, у таких проектов есть очень лояльное ядро: женщины старше 50 лет – обычно разведенные домохозяйки. Пока их увлекает контент, компании не собираются менять стратегию и продукт. Джиа уверен: важно не качество сериала, а его просмотры.

Главные игроки сериального производства делают что-то похожее?

Стриминг Hulu официально не объявлял, но согласно инсайдам, планирует запускать вертикальные сериалы. Неизвестно, какого качества и жанра. Другие компании вроде Max, Netflix и Apple TV пока не объявляли о такой линейке проектов.

Правила сообщества
  • будьте вежливы, уважайте участников;
  • старайтесь оставлять информативные, полезные и интересные комментарии;
  • соблюдайте действующее законодательство;
  • мы не приветствуем размещение промокодов и рекламы;
  • вы тоже можете стать автором или участником проекта и продвигать свои промокоды;