Что уже произошло
Главное региональное управление МВД сообщило о проведении «профилактического» рейда «Кикшеринг» с 14 мая. Его цель – изъятие с улиц Санкт-Петербурга средств индивидуальной мобильности, которые были припаркованы рядом с остановками, на узких тротуарах, мостах или у вестибюлей метро в нарушение установленных правил.
«Только в ходе ночного рейда 14 мая обнаружено и изъято более 2,2 тысяч арендуемых средств индивидуальной мобильности, припаркованных с нарушением правил. В частности, на тротуарах шириной менее 1,5 метра, на расстоянии ближе 15 метров от остановочных пунктов, ближе 5 метров от подземных переходов и даже на мостах».
«Профилактические» мероприятия в Санкт-Петербурге продолжались до сегодняшнего дня: 16 мая полицейские опечатали электросамокаты на станциях метро «Технологический институт», «Сенная площадь» и «Фрунзенская», а затем погрузили в грузовики.
Сотрудники полиции также проверяли ТС на наличие ограничителя скорости и системы «Антитандем», не позволяющей ездить вдвоём. Большую часть электросамокатов уже увезли из Петроградского, Центрального, Приморского, Московского, Фрунзенского и Центрального районов Петербурга.
По итогам рейда полиция изъяла больше 5,5 тысяч самокатов. Позже эти ТС отправят на экспертизу — там специалисты проверят их на безопасность и техническую исправность. Теперь в МВД также обещают создать рекомендации по изменению правил пользования всеми СИМ в городе.
Ещё до начала рейда, 14 мая губернатор города Александр Беглов, выступая с отчётом перед Законодательным собранием, предложил запретить движение электросамокатов по площадям и тротуарам и установить для СИМ платные парковки. Идею «выгнать самокаты на обочину» поддержали и в местном ГИБДД, сославшись при этом на статистику по аварийности.
Глава Санкт-Петербурга также заявил, что операторы кикшеринга должны быть налоговыми резидентами России. Он пообещал передать депутатам Государственной думы все эти предложения для внесения изменений в законодательство. С чем это связано неясно, ведь операторы кикшеринга и так имеют российские юрлица и платят налоги, для них нет исключений.
Впрочем, пока такие идеи — меньшая из проблем.
Почему предложения властей — некорректны
Проблемы с парковкой. Именно они стали официальной причиной для проведения рейда. Брошенные на улицах самокаты действительно могут мешать прохожим. Но это не является следствием плохой работы кикшерингов. Они как раз-таки расставляют СИМ по всем правилам, когда привозят их с зарядки. «Бросают» самокаты в неположенных местах пользователи — и за такое их штрафуют сами операторы.
Теперь они также готовы и дальше идти навстречу городу. В МТС Юрент отметили, что всегда открыты к сотрудничеству с органами правопорядка. Компания заявила, что оперативно реагирует на обращения полиции и ГИБДД, находит пользователей-нарушителей и либо применяет к ним санкции самостоятельно, либо блокирует их аккаунты в приложении.
«С начала сезона в Петербурге Юрент выявил порядка 10 тысяч нарушений и выписал 5 тысяч штрафов. Чаще всего санкции применяются к тем, кто ездит на самокате вдвоем и за неправильную парковку. За езду вдвоем или езду на электросамокате несовершеннолетних – аккаунт, с которого совершалась поездка, также блокируется. Выявлять нарушения нам помогают органы власти, правопорядка, а также наши консультанты по безопасности.
В ближайшее время штрафы будут пересмотрены и кратно увеличены, мы сделаем это одновременно со всеми крупнейшими компаниями - операторами кикшеринга, штрафы будут составлять несколько тысяч рублей, вплоть до десятков тысяч рублей за самые тяжелые нарушения».
Куда более эффективным решением, чем запрет, сегодня было бы проведение информационных кампаний, чтобы объяснить людям, как парковаться правильно — и не мешать другим. Но в эту сторону власти города даже не стали смотреть.
«К сожалению, пока что кикшеринги не научились телепортировать свои самокаты, так что моментально все это убирать они не могут. К тому же, поставив изъятия “на поток”, можно дойти до маразма. Пользователи будут оставлять СИМ где попало, за что их будут изымать, операторы — платить за спецстоянку и возвращать ТС на линию — где их снова эвакуируют. Не проще ли напрямую работать с пользователями?»
С неправильной парковкой можно и нужно бороться, но это можно делать и без «перегибов». Сегодня в столице оставленные в неположенном месте СИМ и велосипеды эвакуирует на спецстоянку «Московский паркинг». Забрать ТС потом можно, только предъявив документы на собственность — и такая система работает вполне успешно без массовых изъятий.
Также важно отметить, что полиция Санкт-Петербурга по факту неправильной парковки самокатов возбудила административные дела по статье «самовольное занятие земельного участка».
При этом ещё в декабре Правительство РФ приняло поправки, в рамках которых подтвердило, что необорудованные какими-либо парковочными конструкциями места размещения велосипедов и СИМ теперь не требуют оформления земельно-имущественных отношений.
Местные власти всё ещё имеют право вести собственную политику по парковкам, но в текущей ситуации это выглядит скорее предлогом для дальнейшего давления на сервисы аренды.
Тротуары и велодорожки. Идея о запрете выглядит странно в контексте действующих норм. С марта 2023 года в законодательстве закреплено не только понятие СИМ, но и правила поведения на дорогах. На ТС в том числе разрешили перемещаться по тротуарам в ряде случаев: например, если на маршруте нет велоинфраструктуры.
Допустим, мы хотим «выгнать» всех самокатчиков с тротуаров. Но куда? На дорогах они окажутся в куда более опасной ситуации из-за машин. А протяжённость всей велоинфраструктуры Санкт-Петербурга в рамках улично-дорожной сети сегодня не превышает 87 км, несмотря на публично озвучиваемые 150 км — сюда входят, например, велодорожки в парках. Далеко уехать не получится при всём желании.
«В целом, когда власти ограничивают что-то, то необходимо предоставить какую-то альтернативу. В случае с Петербургом альтернативы по большей части улиц в виде инфраструктуры микромобильности нет. Из-за этого складывается впечатление, что власти Северной Столицы пошли по пути Перми, но более изощрённым способом: мы не запрещаем СИМы, можете ехать по проезжей части. Все мы понимаем, что большинство пользователей откажутся от такой “альтернативы”».
В настоящий момент кикшеринг фактически не работает в Перми – в конце марта местная администрация запретила стоянку СИМ в центре и на главных улицах. С 7 апреля Whoosh и МТС Юрент приостановили аренду из-за массовой эвакуации самокатов в городе. Кикшеринг Whoosh 26 апреля запустил в Перми прокат электровелосипедов, но теперь власти намерены подписать законопроект о принудительной эвакуации СИМ.
В Санкт-Петербурге власти также собираются и дальше расширять «запретные» для СИМ зоны на набережных и вводят новые «медленные» на ещё 25 улицах дополнительно к текущим 133.
В МТС Юрент отметили, что в начале сезона в очередной раз подписали с Комитетом по транспорту Петербурга добровольное соглашение, которое заключается уже третий год подряд — и напомнили, что до сих пор тесно сотрудничали с властями по всем вопросам.
«В нём [соглашении] мы определяем узкие тротуары или просто небезопасные участки тротуаров, на которых либо вводим «медленные зоны» с ограничением скорости до 15 км/ч, либо ограничиваем движение, снижая скорость до 5 км/ч.
Участки ограничения скорости и движения мы определяем в ходе совместной работы с комитетом по транспорту и будем продолжать ее в дальнейшем. Безопасность пользователей и всех участников дорожного движения для нас главный приоритете в работе.
Как сервис аренды с поминутной тарификацией мы в первую очередь заинтересованы в том, чтобы люди ездили на самокатах медленно и без происшествий».
При парковке самокатов МТС Юрент сотрудниками или жителями Петербурга во время аренды в компании руководствуются правилами дорожного движения и законодательством РФ. В сервисе также согласились с тем, что вывод СИМ на дороги общего пользования сделает поездки более опасными. Кроме того, даже если запретить проезд по тротуарам для кикшерингов, это не избавит город от проблемы частных ТС.
«При этом ограничение движения и парковки по узким тротуарам в центре — мера, которую возможно реализовать с учетом того, что скорость для автомобилей на многих улицах в центре города снижена, поэтому движение СИМ по дороге может быть реализовано без риска для водителей самокатов. Но прежде чем вводить такие ограничения во всем городе, необходимо снижать скорость машин и создавать хотя бы временные велополосы для движения СИМ».
Как мы уже неоднократно писали ранее, в большинстве городов России операторы кикшеринга эффективно сотрудничают с местными властями, ограничивают скорость самокатов в «медленных» зонах и помогают развивать инфраструктуру. Последняя пока остаётся одной из главных проблем.
Как показывают опросы, свыше 80% пользователей СИМ готовы перестать ездить по тротуарам, если в качестве альтернативы появятся выделенные велодорожки. А в городах, где инфраструктура развивается соответственно запросу, велосипеды и самокаты становятся одним из важных элементов транспортной системы, не мешая при этом другим участникам автомобильного и пешеходного движения.
В программные документы по развитию местные власти также всё чаще включают инфраструктуру для велосипедов и СИМ, признавая её важным элементом транспортной системы.
Претензии к сервисам аренды. Претензии в сторону операторов кикшеринга сложно назвать обоснованными. Компании с самого начала своей работы в РФ начали развивать меры защиты пользователей других участников дорожного движения. Кикшеринги продолжают делать это и сегодня: ограничивают скорость в «медленных» зонах, борются с поездками вдвоём, штрафуют и блокируют нарушителей установленных правил.
Важно отметить, что сервисы растут очень активно. Всего в 2023 году было 211,7 млн поездок — на 104,5%, чем в 2022 году. При этом увеличение числа поездок превысило рост флота самокатов на 31,4%, что говорит о тенденции увеличения числа аренд на одном самокате в день. Аварийность в сравнении с такой статистикой растёт несоизмеримо медленнее.
Примером эффективного развития кикшеринга ещё с 2018 года остаётся Москва, где между операторами и властями города заключена оферта. В ней прописаны технические требования к самокатам, ограничения скорости, общие условия использования и правила работы для компаний.
Это соглашение постоянно дополняется и пересматривается, позволяя добиться баланса между интересами бизнеса и города. Самокаты расставляются так, чтобы не мешать никому, а власти и операторы следят за парковками и поведением пользователей на дорогах.
Частные устройства регулируются куда слабее, а за их безопасностью почти никто не следит. При этом по итогам «профилактических» мероприятий про проблему снова начали говорить в основном в контексте сервисов аренды.
«Очевидно, что запрещать кикшеринг в Санкт-Петербурге не нужно: это крайне удобный способ перемещения по городу. И я более чем уверена, что операторы кикшеринга готовы обсуждать и помогать властям во всем, что касается наведения порядка в городе, соблюдения правил парковки и так далее. Компании заинтересованы в том, чтобы кикшеринг был максимально комфортен всем жителям города».
В самих проверках нет ничего плохого. С 10 по 12 мая сотрудники ГИБДД Москвы также приняли участие в мероприятиях по выявлению нарушений, связанных с использованием СИМ и велосипедов.
Инспекторы провели с водителями образовательные беседы о правилах вождения, парковки и безопасной езды. Но до изъятия устройств или создания помех для работы сервисов кикшеринга в городе дело не дошло — по крайней мере, об этом не было каких-либо заметок в СМИ.
Тем не менее, власти Санкт-Петербурга по неясным причинам сегодня выбирают куда более конфликтный путь развития.