В новогоднюю ночь каждому хочется поверить в чудо. Чтобы сделать это было проще, мы составили «добрую подборку» о том, как в 2023 году сервисы стали инклюзивнее, экологичнее и отзывчивее.
Помощь животным
В январе онлайн-ретейлер Самокат совместно с командой Horny Orni Team запустил новый сайт, посвященный бtрдвотчингу. Специалисты собрали информацию об основных правилах наблюдения за птицами и способах их различать, а еще подготовили несколько памяток и инструкций: какие вещи взять с собой, как собрать кормушку за 15 минут и почему нельзя кормить птиц в парке орехами и семечками.
В марте каршеринг Делимобиль добавил на карту Москвы дог-френдли-машины — в них находятся гамаки для перевозки собак. Такое «сиденье» обеспечивает безопасность животного и защищает салон от шерсти и грязи.
Каршеринг BelkaCar в Международный день защиты белок 17 ноября передал корм трем паркам Москвы: Бабушкинскому, «У Джамгаровского пруда» и «Кузьминкам». В компании уточнили, что корма подобраны после консультаций со специалистами.
Аэрофлот начал тестировать опцию для перевозки домашних животных в салоне самолета. Пассажирам необходимо докупить для питомца дополнительный билет, и тогда животное можно разрешат разместить на соседнем кресле, а не в багажном отделении.
Экоинициативы
Голосовой помощник Алиса от Яндекса научилась рассказывать о правильной сортировке отходов. Например, она помогает определить, в какой именно контейнер отправить тот или иной предмет. Чтобы попробовать функцию, пользователю нужно сказать: «Алиса, запусти навык “Чистая Москва”».
Яндекс Карты добавили поиск пунктов сдачи пластиковых бутылок, алюминиевых банок или батареек. Пользователю нужно ввести в строке запрос «раздельный сбор отходов» или задать вопрос — например, «куда сдать использованные лампочки».
В сентябре Магнит начал эксперимент по фудшерингу в Краснодаре — бесплатной передаче продуктов питания социально незащищенным гражданам. Нуждающиеся получают около 300 видов продуктов: овощи, фрукты, хлебобулочные изделия, бакалею. Все позиции проходят двойной контроль качества сотрудниками Магнита и волонтерами.
Инклюзивные проекты
В апреле Ситидрайв запустил сервис инклюзивного каршеринга в Москве, а позже и в Санкт-Петербурге. Внутри машин, например, доступен дополнительный привод управления, благодаря которому водитель может управлять авто только с помощью рук. А специальные приспособления помогают пользователю пересесть за руль с инвалидного кресла.
В ноябре Яндекс Музыка стала доступна для незрячих. Обновленная версия приложения начала полноценно использовать скринридеры VoiceOver и TalkBack. Это программы экранного доступа, которые зачитывают элементы интерфейса вслух и помогают перемещаться по нему.
Кинопоиск добавил расширенные субтитры для слабослышащих и глухих пользователей. Расшифровка отражает не только речь персонажей, но и их эмоции и закадровые шумы. В создании функции участвовали врачи и представители сообщества людей с нарушением слуха. Среди доступных фильмов с такими субтитрами — «Джон Уик 4», «Бойцовский клуб», «1+1».
Яндекс Go запустил специальный проект о непредвзятом отношении людей друг к другу «Видеть человека». В меню приложения появился раздел «Специальные возможности» — в нем собрана информация о том, какие опции есть у сервиса для пользователей с особенностями здоровья. На сайте проекта можно посмотреть видеоинтервью людей с особенностями здоровья об их хобби и увлечениях.
Благотворительность
В июле в сервисе кикшеринга Яндекс Go появилась возможность помогать благотворительным фондам, оплачивая поездки на самокатах через округление чеков. Округление происходит автоматически до ближайшего числа, кратного 10, 50 или 100 — на выбор пользователя. За 2022 год Яндексу удалось собрать 113 миллионов и передать их в фонд «Помощь рядом».
Онлайн-ретейлер Самокат и инклюзивные мастерские «Простые вещи» запустили благотворительный проект «Находить ценность в простых вещах». Вместе с мастерами, волонтерами и ведущими мастерских Самокат создал посуду из натуральных материалов.
Другие проекты
В меню российского Burger King 1 марта появился первый бургер с растительным мясом. Блюдо полностью повторяет «Воппер», но с котлетой из растительных ингредиентов. Фастфуд добавил «Веган Воппер» в меню после исследования — 11% посетителей хотели видеть в ресторанах быстрого питания бургеры с растительным мясом.
В 2022 году Яндекс Почта заблокировала или отфильтровала более 25 млрд нежелательных писем — этим компания поделилась в феврале. По данным Яндекс 360, отправка таких писем привела бы к выбросу около 4,2 тыс. тонн CO2-эквивалента — все дело в затратах электроэнергии устройствами.
Тинькофф запустил услугу «Защитим или вернем деньги» — клиенты получат компенсацию средств, если телефонные мошенники обойдут защиту банка и украдут средства. Среди функций защиты переводов: запрос кода из SMS на номер Тинькофф Мобайл, просьба ответить на контрольный вопрос и прислать селфи.
В конце «самокатного сезона» кикшеринг Юрент внедрил обновление в московском парке электросамокатов — на некоторых устройствах появились обогреваемые ручки. Функция обогрева включалась автоматически при аренде самоката, стоимость поездки на таком «утепленном» СИМ оставалась прежней.
Яндекс Еда, Лавка, Деливери и Доставка организовали бесплатные новогодние елки для детей курьеров, которые сотрудничают с сервисами. Компания выделила билеты для 1,5 тыс. курьеров, сборщиков заказов и их детей. Сходить на представления дети смогут с родителем или другим родственником.