В 2018 году Оксфордский словарь выбрал словом года «токсичность». В широком смысле им обозначают отношения, которые приносят негативные эмоции. Психологи используют термин еще с 1960-х, но именно в последние годы он основательно проник в повседневную жизнь.
Работа — одна из самых распространенных сфер, где возникают токсичные отношения. Согласно данным международной ассоциации HR-профессионалов, больше половины людей увольняются из-за токсичной атмосферы. В пяти вопросах выясняем, как вести себя в таких ситуациях.
Как понять, что работа токсична?
Есть очевидные маркеры, которые касаются нарушения личных границ. Среди них травля, домогательства, хаотично организованная работа и задержки в зарплате. Но есть вещи, которые не всегда кажутся очевидно плохими — особенно, когда они становятся частью рутины и нормализуются другими участниками процесса.
Совет молодых предпринимателей США составил список главных критериев токсичной работы:
- Негативные эмоции и образы при любом размышлении о работе. Она не должна оставлять только положительные эмоции, но если мысли об обязанностях вызывают только негатив, это повод задуматься.
- Неконтролируемая текучка кадров. Если каждый месяц на работе увольняются несколько человек, то закономерен вопрос: почему все уходят оттуда?
- Непрозрачность рабочих процессов. Если непонятно, кто и за что отвечает, как построено взаимодействие, как оценивать результаты, сложно выстроить здоровый процесс.
- Пассивная или открытая агрессия. Особенно со стороны руководства, которое позволяет себе срываться на подчиненных и оставлять неуместные замечания.
- Постоянный поиск виновных. Нет ничего плохого в том, чтобы найти причины плохих показателей, но это не должно превращаться в постоянное давление на работников.
- Переработки без дополнительной оплаты. Они не должны быть нормой просто потому, что неудобно отказывать начальству.
- Немотивированность коллег. Если вы замечаете, что у людей вокруг массово нет энтузиазма, тонуса и желания качественно выполнять работу, это может быть признаком токсичности.
- Микроменеджмент. Зацикленность начальства на контроле, неумение передавать обязанности и оставлять свободу подчиненным не способствует здоровой атмосфере.
- Сплетни и интриги. Они могут быть частью любого коллектива, но если такие обсуждения становятся массовым явлением и приводят к делению работников на кланы, это определенно маркер.
- Работа влияет на здоровье. Бессонница, неконтролируемая раздражительность, проблемы с сердечно-сосудистой системой — стресс на работе может негативно отразиться на организме. По опросу Американской психологической ассоциации, каждый пятый работник уверен: у него токсичная работа, которая плохо отражается на здоровье.
Чтобы лучше справляться со стрессом, можно начать работу с психологом. Подобрать специалиста по своим запросам (выгорание, сложности в личной жизни, отсутствие тонуса и другое) можно на специальных сайтах-агрегаторах — например, на Psy Chat.
Есть также мнение, что токсичность иногда полезна для рабочих процессов. Например, порой агрессивный сотрудник злит окружающих и тем самым мотивирует их работать активнее. Но к такому подходу есть вопросы хотя бы потому, что в нем во главу ставится компания, а не человек. Хорошему руководству стоит всегда держать в уме, что результат не достигается любой ценой.
Некоторые люди очень чувствительны. Назвать коллегу снежинкой и обесценить его переживания — простой и не всегда корректный выход. Но порой человек действительно может слишком серьезно относиться к любым шуткам, чрезмерно охранять личные границы, с тяжелой миной реагировать даже на вежливые замечания и минимизировать любой контакт с коллегами. Имеет ли он на это право? Безусловно. Но только если он сам при этом не ведет себя токсично.
Не давите на таких людей. Если коллега отстраняется от вас, сократите с ним контакт и не навязывайтесь. Возможно, в более неформальной обстановке он сам раскроется: за посиделками с пиццей на корпоративе или за игрой в настолку. И тогда некогда зажатый и неприветливый человек раскроется. К примеру, он расскажет, что у него сложности в личных отношениях или что он работает он только ради денег, а в душе он художник.
Искренность очень важна в рабочих отношениях. Профессор психологии Нью-Йоркского университета Тереза Тесс считает, что многие компании переусердствовали в борьбе с токсичностью – излишняя вежливость приводит к большему напряжению и неискренним отношениям, которые на самом деле всех бесят.
Что делать, если работа токсична?
Допустим, все кричит о том, что пора бежать из этого офиса и выходить из рабочего чата. Но если обстоятельства пока этого не позволяют? Различные психологи дают советы:
- Сообщите руководству о проблемах. Это должен быть совместный разговор, где выскажется каждый. В здоровом коллективе компания примет меры, но есть вероятность, что этого не произойдет. Согласно исследованиям, половина компаний ничего не делает с негативной рабочей атмосферой.
- Отделите работу от дома. Больше отдыхайте, медитируйте и старайтесь не прокручивать в голове негативные события. Это особенно важно при удаленной работе, когда границы между домом и офисом размываются.
- Сходите к психологу или другому специалисту. Возможно, выяснится другая, более глубинная причина, ваших плохих отношений с работой.
- Если работа оставляет свободное время, не тратьте его на скандалы и залипание в соцсетях. Почитайте книгу, спланируйте выходные или найдите коллегу, с которым приятно поговорить на отвлеченные и интересные темы.
- Возможно, вас просто бесит конкретный коллега. Тогда максимально ограничьте контакт с ним и предупредите начальство, что между вами напряженные отношения.
Если ничего не спасает, разработайте план по увольнению. Ищите вакансии, составляйте новое резюме и желательно устройте себе отпуск перед новой работой. Резкое и спонтанное увольнение тоже может навредить психике.
Что делать, если вы токсичный коллега?
1. Осознание проблемы. Если вы заметили, что задеваете окружающих в общении, это повод присмотреться в своему поведению. Осознание проблемы — пока не решение, но это большой шаг, от которого можно оттолкнуться.
2. Поговорите с окружающими. Возможно, кто-то навязал вам чувство токсичности после обычного конфликта, и теперь вы страдаете. Если большинство коллег подтвердят, что с вами непросто и напряженно, последите за своим поведением: отметьте основные ситуации, когда вы ведете себя токсично, и людей, которые в них участвуют. Это поможет вам прояснить мотивы ваших реакций.
3. Добавьте контроля. Клинический психолог Карла Мэнли рекомендует находить в общении с людьми закономерности и пытаться иногда «сделать шаг назад». Например, если вы регулярно попадаете в неловкие ситуации из-за неуместных комментариев, то представьте, как вы говорите что-то случайному человеку. Это поможет создать объективную картину, посмотреть на себя со стороны и в будущем будет позволит контролировать автоматическое желание поступать токсично.
4. Не закрывайтесь от помощи. С хорошим психологом работа над собой пройдет быстрее и продуктивнее, чем без него. Впрочем, не факт, что после сессий вам захочется вернуться в тот же офис – как раз токсичная среда и могла изменить ваш характер в худшую сторону.