Сервис аренды электросамокатов развивается в Москве уже шестой год. Операторы с самого начала активно сотрудничали с городскими властями, а в 2019 году дополнили это офертой, регулирующей деятельность нового вида бизнеса. С тех пор электросамокаты стали неотъемлемой частью транспортной системы столицы.
В ноябре очередной сезон работы сервиса подошёл к концу. Поэтому вместе с Дептрансом Москвы мы решили подвести итоги нового этапа развития аренды электросамокатов в городе. Основная статистика, методы поддержания порядка и безопасности, а также дальнейшие планы по развитию сервиса и связанной инфраструктуры в городе — в нашем материале.
Больше поездок — и пользователей
Электросамокаты стали не просто важным элементом транспортной системы. С каждым годом сервис аренды используют всё больше жителей и гостей города. В 2023 году на самокатах совершили свыше 64 млн поездок — почти 2,5 раза больше, чем в 2022 году. А всего за шесть лет работы их общее количество достигло значения в 102 млн.
Средства индивидуальной мобильности стали не просто развлечением. Сейчас больше 85% поездок на самокатах в Москве происходит по транспортному сценарию. То есть пользователи — число которых, кстати, в этом году увеличилось с 2 до 4 млн — берут устройство с целью доехать до какого-то конкретного места: например, станции метро или остановок-причалов речного транспорта.
Учитывая большой спрос на поездки, в этом сезоне парк самокатов операторы увеличили сразу в 1,5 раза — с 40 до 60 тысяч транспортных средств. Каждый день их обслуживанием занимаются порядка 1 тысячи техников.
Для поддержания порядка на городских велопарковках Дептранс Москвы открыл на базе ЦОДД специальный ситуационный центр, где весь сезон вместе с операторами специалисты по камерам отслеживали загруженность выделенных зон. Если устройств было слишком много, компании просили их переставить — до того, как СИМ начнут мешать пешеходам.
Сейчас за неправильную парковку оператор может взыскать с пользователя штраф в размере 500 рублей. А если самокат надолго останется в неположенном месте и будет мешать проходу пешеходов, то его эвакуирует служба московского паркинга. За август-ноябрь этого года на спецстоянку отправили 991 транспортное средство.
Чтобы пользователям было проще парковаться по правилам, специалисты начали наносить специальную разметку вокруг велопарковок. На сегодня в городе есть около 35 таких точек, но в будущем их станет больше.
Изменения в ПДД
Одним из ключевых изменений этого сезона стали поправки в ПДД. С 1 марта 2023 года такое понятие, как средства индивидуальной мобильности (СИМ), было официально зафиксировано в правилах. Для всех пользователей появились общие нормы вождения электросамокатов и других устройств.
Чтобы пользователям арендованных и личных СИМ было проще изучить и запомнить новые правила, Дептранс Москвы запустил информационную кампанию — в метро и наземном городском транспорте начали показывать ролики о безопасном вождении. Также на остановках городского транспорта, переходах в метро, экранах МЦД и ЕДЦ появились плакаты с правилами.
Представители Департамента также сделали подробный разбор всех изменений на Едином транспортном портале. В свою очередь, операторы сервиса аренды весь сезон проводили открытые школы вождения и собственные информационные кампании о новых правилах ПДД и собственных дополнениях к ним.
Безопасность и планы на 2024 год
Для повышения безопасности поездок в этом сезоне специалисты Дептранса совместно с операторами ввели 50 новых медленных зон для СИМ у станций МЦД и МЦК, вблизи остановок и метро.
Сейчас в городе действуют 250 таких зон. Их устанавливают в местах с оживлённым движением и большим количеством пешеходов: в парках, скверах, жилых кварталах. В таких зонах арендованные самокаты автоматически снижают скорость до 5-15 км/ч.
В этом сезоне Дептранс Москвы совместно с ЦОДД также протестировал камеры, которые в режиме реального времени выявляют нарушения при движении на СИМ. Затем информацию о, например, езде на одном самокате вдвоём или опасном вождении передают операторам.
В следующем году в приложениях для аренды планируют внедрить тестирование на знание ПДД. Для повышения безопасности будет также введена идентификация пользователей. Это позволит определять, кто находился за рулем самоката и, таким образом, выявлять несовершеннолетних пользователей-арендаторов.
Наконец, в следующем сезоне в приложениях операторов хотят внедрить систему оценки пользователей. У водителей, регулярно нарушающих правила вождения, рейтинг будет понижен, и им предложат пройти тест на знание ПДД. А системно нарушающие правила будут блокироваться в сервисе.
«Наша главная задача — сделать сервис максимально безопасным. Планируем, что в прокате станет больше самокатов с компьютерным зрением — это позволит ограничивать движение там, где оно запрещено ПДД. Также планируем внедрить в приложениях операторов идентификацию и рейтинг пользователей, тестирование на знание правил».