Считается, что мы в начальной точке роста рынка и что за ближайшие 2-3 года каршеринг вырастет в какие-то безумные цифры: в 30-40 раз.
Николай: Это верно, очень быстро развивается рынок. Будут разорения, неудачи, и мы не застрахованы от неудач, к сожалению. Но я думаю, что все получится. Ну и спасибо московскому правительству, на самом деле, за то, что они сделали некие условия для каршеринга, — это действительно большое дело. В других городах нет такой истории.
Там просто нет фактора роста. Пробки есть, а правительство пока не готово. Плюс, у регионов еще инфраструктура не готова. Если, например, в Сочи есть платные парковки, то нет механизмов, которые контролируют паркинг, как в Москве — камер, или ЦОДД, которые ездят и проверяют все. Просто отсутствует сам механизм контроля, поэтому люди приезжают, парковка платная, поставил, никто не контролирует — никто не платит.
Николай: Ну, я думаю, что все это постепенно будет развиваться, как и в Штатах — вон у них там же пешеходы вообще ходят, фильмы мы все с вами видели, подкладывают под дворник. Я думаю, что там будет тоже упрощенная какая-то система в городах-миллионниках. Любой рынок развивается так, что сначала появляется куча маленьких, потом начинаются слияния и поглощения, потом останется несколько игроков, которые будут большими. Это не мы придумали.
Вот здесь я бы хотел уточнить. Я неоднократно разговаривал с разными участниками рынка и индустрии, и все в один голос твердят, что консолидации как таковой не будет. То есть, игроки будут просто умирать. Как вы это видите?
Николай: Давайте не будем говорить про Яндекс и представим, что сюда придут Car2Go. У них неограниченные ресурсы, финансовые в том числе. И, конечно, те, кто занимается каршерингом, должны консолидироваться. Просто должны, это вопрос выживания.
То есть, консолидироваться против большого игрока?
Николай: Нет, за выживание себя. А против — это мы с вами должны выйти с палками и гвоздями, побить им стекла, проколоть колеса. По логике все мелкие, такие как я, должны сейчас уже начинать думать об объединении.
Мы вам можем приоткрыть завесу и больше сказать. Все думают сейчас об этом активно.
Николай: Я тоже пока помолчу. Проблема договориться — это всегда сложно. Легче разговаривать с покупателем, заказчиком, поставщиком, потому что ты знаешь правила игры, а здесь вы на равных, это всегда тяжело. И даже если у меня 5 машин, а у него 10, я все равно буду себя вести на равных. В этом самая большая проблема, на мой взгляд. Если люди хотят, я готов об этом разговаривать.
Вопрос, который отчасти продолжает эту историю про развитие: что вы думаете про агрегаторы?
Николай: Это как раз объединения, которые я говорил. У вас же стоят все приложения операторов? В результате вы же выбираете то, что ближе. И сейчас по сути еще нет конкуренции: вот когда вокруг каждого человека будет 15 машин — тогда да.
Нет смысла заниматься предпринимательством с 200 машинами. Есть смысл доводить парки как минимум до тысячи, все остальное — это ерунда. Рынок сложный, он отчасти похож на рынок авиаперевозок. Нужно смотреть за деньгами: куда они идут, на что вы тратите, куда утекают, и т.д. и т.д.Все остальное — просто, на мой взгляд.
Программа [мобильно приложение — прим. Трушеринга], есть, люди, которые ей занимаются, — профессионалы, слава тебе, господи. Мы с Тимофеем, когда начинали, нашли даже разработчика, но прикинули, что, пока он ее разработает, пока мы протестируем, мы не успеем просто в рынок войти. Поэтому обратились в несколько компаний, CarTrek откликнулся достаточно быстро. Иван — приятный человек и тоже каршеровод, практически обратил в веру нас, Тимофей ездил в Сочи смотрел, как все это работает.
Основатель YouDrive, Борис Голиков, считает, что сама идея ездить на каршеринге в аэропорт — это бред. Это прямо открытая цитата. Что вы по этому поводу думаете? И как скоро вы будете (если будете) пробивать себе парковки в аэропорту?
Николай: Вопрос разговоров, но здесь уже конкуренция с такси скорее. Оно отчасти бред, а отчасти… такое количество людей прилетает и улетает в нашем городе! Мне давно-давно рассказывали, как люди из Питера прилетели в Шереметьево, и им надо было доехать до Домодедова. Когда им таксист сказал, сколько это стоит (не помню, какие деньги еще тогда были), они в обморок упали! Так что в концепции Бориса, возможно, все так. Но мы будем думать.
Опять же, возвращаясь к пути YouDrive, Борис Голиков также говорит, что он делает бизнес на продажу…
Николай: Слушайте, ну все об этом думают так или иначе. Я так подозреваю, что все…
Здесь было бы, наверное, логично вам оставаться монобрендовой компанией?
Николай: Мы об этом думаем. Если вдруг Renault захочет прямо откровенно поучаствовать и стать партнером, а со временем, возможно, и владельцем, почему нет? Можно сделать акционерное общество. У меня будет работа, вы поймите. В нашей стране еще работу себе надо найти, которая вас устраивает и которая вам нравится. У меня все началось с того, что я не мог найти себе работу. Несколько раз где-то потыркавшись, я подумал: «Если я такой умный, я должен работать сам на себя». Я поступил в институт в Советском Союзе, а закончил… в другой стране. Это были сложные времена.
Поэтому я создаю себе рабочее место. Тимофею рабочее место. Вот ему на будущее, если он захочет продолжать этим заниматься, если не захочет — это его право выбора.
Ситуация из ближайшего будущего: вышел каршеровод из дома, рядом стоит Делимобиль, Белка, Карусель, Anytime и вы. Почему он сядет на вас?
Николай: Да пусть сядет в любой. На самом деле, это же право выбора, как же я могу ограничить? У нас нет конкурентного преимущества. Это знаете как может происходить? У меня первое приложение – Белка, второе приложение – TimCar, третье приложение… Я ткнул куда попал. Я думаю, что так и у них будет происходить. Пока. Дальше будут, конечно, смотреть на качество. Будем стремиться к Белке, но Белка работает дольше. У них попытки замечательные, поставить держатель, сделать провода. Это все разумно. Но у нас, к сожалению, есть люди, которым руки бы оторвать так же, как они эти провода выдирают.
Вы знаете, здесь маркетинговые штучки, типа на уши присесть и говорить о том, что мы лучше, не сработают. Мы все разные!