Спустя 148 дней Гильдия сценаристов Америки объявила об остановке протестов. Это пока не означает, что Голливуд возобновит работу в прежнем режиме, ведь другая Гильдия — актеров — все еще бастует. Но для индустрии соглашение со сценаристами — уже важнейший шаг.
Рассказываем, как протесты уже повлияли на кино, при чём тут искусственный интеллект и что будет дальше.
Работы киноиндустрии парализована из-за конфликта профсоюза и работодателей
Чтобы работать в Голливуде, актёрам, сценаристам, режиссерам и представителям других кинопрофессий нужно заключить контракт с Гильдиями — профсоюзами. В США это не номинальные объединения — они действительно регулируют отношения между работником и работодателем.
В частности, Гильдии ведут переговоры об условиях труда и защищают интересы своих участников. Если переговоры не приводят к компромиссу, то Гильдии объявляют забастовку — она длится до тех пор, пока бизнес не пойдёт на уступки, а стороны не найдут компромиссные решения.
На время протестов работа индустрии оказывается фактически парализована. Участникам Гильдий — в 2023 году в числе бастующих оказались сценаристы и актеры — запрещено исполнять даже действующие рабочие контракты.
Чтобы понять масштабы забастовки, достаточно упомянуть, что актёрам нельзя участвовать в съемках и промоакциях уже отснятых голливудских проектов. Запрет касается интервью, постов в соцсетях, посещения премьер и продвижения лент на любых общественных мероприятиях.
«Это переломный момент в нашей индустрии. Многие актёры и сценаристы больше не могут зарабатывать на жизнь. Чтобы наша индустрия выжила, это должно измениться. Для актёров это путешествие начинается сейчас».
Действия Гильдии актеров публично поддержали, например, Джордж Клуни, Мэтт Дэймон, Сьюзан Сарандон и Ниси Шэн. Многие из них отметили, что благодарны индустрии, но хотят поддержать борьбу рабочего класса за свои права. А крупный бизнес они считают виновным в сокращении расходов и попытках ещё больше нажиться на интересах актёров.
Бастующие требуют справедливой оплаты и сохранения рабочих мест
Забастовка началась в мае с протестов Гильдии сценаристов, в состав которой входят почти 12 тысяч человек. Ключевым требованием стало сохранение рабочих мест: студии все чаще уменьшают число сценаристов, которые работают над проектами, а порой и вовсе отдают написание сценария одному человеку. Так было, например, с сериалом «Чернобыль», сценарий к которому писал Крег Мейзин.
Сценаристы хотят ввести обязательное число сотрудников в «сценарной комнате» – от 6 до 12 человек на шоу в зависимости жанра и количества эпизодов.
Также они требуют более справедливых авторских отчислений. Сейчас авторы сериалов в США получают фиксированные выплаты ежегодно вне зависимости от популярности сериала. Получается, что даже если автор создал хит, он получит те же фиксированные выплаты, что и автор менее рейтингового сериала. Достижения сценаристов попросту не учитывают.
Позже к протестам сценаристов присоединились актеры. За проведение забастовки в 2023 году проголосовали 98% участников Гильдии, в состав которой входят более 160 тысяч человек в Голливуде.
Их ключевое требование связано с повышением базовой ставки. Раньше они регулярно получали отчисления, когда телеканалы покупали права на показ и перепоказ фильмов и сериалов. Но с появлением стримингов эта практика изменилась, поскольку права на сериалы не перепродают телеканалам — теперь ими владеют платформы. Они создают контент, владеют правами и сами же его транслируют, а актёры не получают от этого никаких бонусов.
Еще одна причина конфликта — искусственный интеллект
В требованиях обеих Гильдий есть пункт об ограничении работы искусственного интеллекта в кино и сериалах.
Сценаристы требуют, чтобы студиям запретили использование нейросетей для написания и редактирования любых оригинальных материалов. А разработчикам не разрешали обучать ИИ на основе уже написанных сценариев. Таким образом участники забастовки хотят сохранить за собой рабочие места и не дать «бездумной автоматизации» усугубить кризис.
Актёры опасаются дальнейшего развития дипфейк-технологий. Сегодня их уже используют для воссоздания образов из прошлого — например, во вселенной «Звездных войн». В одном из эпизодов «Мандалорца» 70–летний Марк Хэммил вернулся к роли молодого Люка Скайукера. Авторам проекта даже удалось воспроизвести голос актёра с помощью нейросети.
Цифровые образы могут использовать для съемок и без участия актёров. Например, Брюс Уиллис ещё в августе 2021 года дистанционно снялся в рекламе Мегафона, а потом копию с этих съемок использовали в других роликах — уже без его участия.
Актёры опасаются, что в ближайшем будущем цифровые копии могут обесценить труд реальных людей. Например, у них могут просто выкупить права на цифровую копию и затем использовать её с минимальными отчислениями. Несмотря на забастовку крупный медиабизнес продолжает нанимать специалистов по ИИ и машинному обучению. Как отмечают СМИ, студии видят к нейросетях способ сократить расходы на производство.
«Аватар 3», «Пацаны», «Очень странные дела» — что уже перенесли из-за забастовки
Индустрия не может выпускать новые продукты, когда американские актёры и сценаристы прекращают работу. Некоторые из них ещё заканчивают проекты по уже заключённым контрактам, но эти случаи — скорее исключение. Поэтому уже сейчас ряд громких новинок, которые планировалось показать в ближайшие месяцы, перенесли на разные сроки — как минимум на 2024 год. Всего под переносы попали свыше 200 тайтлов.
Крупные сериалы, у которых сдвинулись даты релизов:
- Neflix. «Болтун», «Очень странные дела», «Ведьмак», «Эмили в Париже»;
- Apple TV+. «Метрополис», «Выходное пособие»;
- MAX (ранее — HBO Max). «Эйфория», «Тряпка», «Хитрости», «Последний из нас», «Пингвин», «Настоящий детектив»;
- Amazon Prime Video. «Пацаны»;
- Disney+. «Сорвиголова: Рождённый заново», «Чудо-человек», «Мандалорец».
Крупные фильмы, у которых сдвинулись даты релизов:
- Metro-Goldwyn-Mayer. «Претенденты», Лука Гаудиньо;
- Warner Bros. «Дюна 2», Дэнни Вильнев, «Супермен: наследие», Джеймс Ганн;
- 20th Century Studios. «Аватар 3», Джеймс Кэмерон;
- Marvel Studios. «Дэдпул 3», Шон Леви, «Капитан Америка: дивный новый мир», Джулиус Она;
- Columbia Pictures. «Веном 3», Келли Марсел;
- Paramount. «Гладиатор 2», Ридли Скотт.
«Оппенгеймер» и «Барби» были последними крупными релизами, которые студии завершили до забастовки. Но она отразилась и на них. Например, премьеру «Оппенгеймера» в Лондоне сдвинули на час раньше, чтобы актеры могли присутствовать на мероприятии до начала протестов.
Из-за забастовки вручение премии «Эмми» перенесли с сентября 2023 года на январь 2024 года. Это первый подобный случай с 2001 года — тогда дату мероприятия сменили на фоне террористической атаки на башни-близнецы.
Но результатом забастовки стали не только перенесённые даты выхода сериалов и кино. Ряд проектов попросту закрыли на фоне кризиса, хотя часть из них находилась на стадии производства. Среди них — продолжение экранизации одноимённого романа Уильяма Гибсона «Периферийные устройства». Его отменили потому, что к началу забастовки у авторов на руках не было даже базового сценария, а писать его было уже некому.
Студии теряют сотни тысяч долларов в неделю
Альянс продюсеров предлагал сократить количество сотрудников в сценарной комнате и оставить компаниям больше свободы в выборе срока действия контрактов. Но Гильдия сценаристов считала, что встречное предложение оставляет слишком много лазеек для бизнеса.
Стороны не могли прийти к решению 148 дней. Студии были не готовы идти на уступки даже при том, что принятие всех требований сценаристов обошлось бы им в не более чем 1% от их нынешнего годового оборота. В конце сентября стороны всё-таки достигли соглашения и 27 сентября прекратили забастовку. Стороны договорились о повышении отчислений авторам, размерах сценарной комнаты и регулировании ИИ — по всем ключевым пунктам, которые были публично заявлены ранее.
В то же время у Гильдии актеров, в отличие от сценаристов, пока нет и первичного соглашения.
По предварительным оценкам, студии теряют примерно по 600 тысяч долларов за каждую неделю забастовки. Эти расходы они несут из-за необходимости сохранять реквизит и оборудование, уже подготовленное для прерванных съёмок. Калифорния, где базируется большинство студий, потеряла 5 млрд долларов за четыре месяца забастовки.
Финансовые аналитики прогнозируют волну увольнений и финансовый кризис в индустрии, если стороны не придут к компромиссу. Если топовые актеры и сценаристы могут позволить себе не работать и жить на уже заработанные средства, то менее известные работники Голливуда вынуждены выживать без работы: некоторые уходят в другие индустрии, кто-то распродает вещи, кому-то приходится переезжать в более дешевое жилье.
Что дальше
Пока эксперты описывают состояние индустрии как «смятение». Студиям приходится бороться не только с последствиями двух одновременных забастовок, но и с падением рекламных доходов и убытками от стриминговых сервисов. Последние не удалось сделать прибыльными никому, кроме Netflix.
После резкого роста подписчиков во время пандемии онлайн-кинотеатры столкнулись постепенной регрессией. Бизнесу пришлось увольнять сотрудников и сокращать бюджеты. Ещё один удар индустрии теперь нанесла забастовка, фактический ущерб от которой пока ещё только предстоит оценить.
Впрочем, это уже далеко не первый раз, когда Голливуд уходит на протесты. Они проходили еще в 1950-х годах и с тех пор неоднократно повторялись. Обычно они длились около 100 дней, самая долгая акция протеста состоялась в 1988 году — 154 дня. Ключевыми требованиями всех забастовок были улучшения условий труда или оплаты за счёт новых способов продажи контента — телевидения, кассет и дисков и не только.
По итогам всех протестов стороны всё же приходили к компромиссным соглашениям, как это уже произошло со сценаристами. Вероятно, до конца 2023 года решение появится и по забастовке актеров.