Наш канал в Телеграм

Работает как часы: кто поддерживает работу сервисов аренды элетросамокатов в Москве?

Сотрудники сервисов не только заряжают и расставляют самокаты, но и занимаются их обслуживанием – у каждого есть своя личная история о том, как и зачем он пришёл на эту работу

Бесконечно можно смотреть на три вещи – как горит огонь, как течёт вода и как развиваются сервисы аренды в России. Наиболее показательным городом в этом направлении уже несколько лет остаётся Москва, где появились первые соглашения между компаниями и властями города. Они позволили сделать электросамокаты одним из важных видов городского транспорта.

В недавнем разборе изменений на рынке сервисов аренды электросамокатов совместно с Департаментом транспорта Москвы мы отметили, что в сезоне 2023 года сервисом активно пользуются уже 4 млн человек. В зону охвата крупнейших операторов вошли почти все районы столицы и часть области. Параллельно с этим развивалась и инфраструктура.

Но самокаты появляются на своих местах на парковках в хорошем состоянии и с полным уровнем заряда не сами. Чтобы все работало как часы, каждый день обслуживанием устройств занимаются как минимум три категории специалистов, о которых мы и хотим рассказать подробнее.

Кто следит за порядком

Сейчас в Москве работают три основные категории специалистов:

  • «Полевые работники». Они занимаются перестановкой самокатов по городу, следят за тем, чтобы самокатов в отдельных зонах не было слишком много или мало;
  • Специалисты, которые отвечают за зарядку самокатов, развозят батареи по разным районам и меняют их на уже севших устройствах;
  • Консультанты или промоутеры. Обычно компании размещают таких сотрудников на самых активных точках аренды: например, в парках. Они отвечают за обучение правилам и консультирование новичков на электросамокатов. Особую роль консультанты получают на школах вождения, которые крупные сервиса кикшеринга проводят регулярно.

Первая категория специалистов отвечает за то, чтобы самокаты были не только востребованными и доступными, но и комфортным сервисов для всех участников дорожного движения. Их задача – проследить, чтобы самокаты не мешали проходу или проезду. Кроме того, аккуратная расстановка устройств на парковке мотивирует пользователей сохранять порядок.

Важную роль в поддержании общей стабильности сервиса играют и сотрудники центров сервисного обслуживания и перезарядки. Чаще всего они представлены двумя видами специалистов.

К первому относят киперов (от англ. to keep) – людей, которые ставят и снимают с зарядки аккумуляторы, передают их другим сотрудникам для замены и принимают разряженные на восполнение.

Киперы также принимают и сортируют самокаты на входе в сервисный центр — чтобы распределить по видам работ, которые нужно выполнить. Эти специалисты делают пометки в сервисном приложении, пока самокат проходит техобслуживание. В конце процесса киперы делают контроль состояния устройства на выходе из сервисного центра — проверяют его по специальному чек-листу.

Во вторую категорию сотрудников обычно относят механиков. Они отвечают за техническое обслуживание и ремонт техники, причём первое происходит регулярно – по пробегу или количеству дней, которые самокат провел «в поле». Система сама сигнализирует, что устройство нужно привезти в сервисный центр на ТО, помывку и другое обслуживание.

У некоторых сервисов также есть отдельные специалисты, которые занимаются исключительно батареями. Они следят за безопасностью аккумуляторов и регулярно делают им ТО.

В городе сервисные команды передвигаются на электросамокатах с боксами для батарей и инструментов, электроседлах, электромопедах, электровелосипедах с прицепом и даже электрогрузовиках – их уже тестируют представители кикшерингов Юрент и Whoosh.

Лица сервиса проката самокатов

Сейчас в Москве работает порядка 1 тысячи техников сервисов кикшеринга трех крупнейших операторов арендных самокатов.

Яндекс Go

Исполнители-механики Яндекса, например, занимаются диагностикой и заменой аккумуляторов в устройствах. Во время работы они перемещаются по городу в специальной форме и шлеме на самокате с отсеком для аккумуляторов. Это позволяет им обслуживать устройства даже в труднодоступных зонах — там, куда сложно подъехать на обычном авто.

Мурад Сеидов - исполнитель-механик и партнёр Яндекс Go уже два года

Работа механиков позволяет поддерживать парк техники сервисов в рабочем состоянии, а также обеспечивать качественные и безопасные поездки. Если механик во время работы выявляет неисправность или поломку — например, сломанное колесо, — то он передаст номер самоката и его местоположение в службу поддержки, чтобы устройство скорее направили на ремонт.

Whoosh

Важной частью команды Whoosh являются специалисты, которые отвечают за парковки и распределение доступных самокатов между ними. Но на этом их работа не заканчивается – такие сотрудники также могут деактивировать неудобные парковки на карте города и искать подходящее место для новых.

Это Константин – один из тех, кто отвечает за парковки в Whoosh

Юрент

Один из видов сотрудников Юрент – это скауты. Они делятся на обычных и старших, где последние работают фактически как менеджеры младших коллег на определённой выделенной территории покрытия сервиса.

Виктория пришла на работу скаутом три года назад за компанию с одногруппниками на летние каникулы

Один из старших скаутов Юрент в Москве – 22-летняя Виктория, которая уже три года трудится в компании, куда сначала пришла просто подработать на летние каникулы. Половина скаутов в сервисе тогда пришли в компанию из Московского авиационного института (МАИ). Некоторые из них в итоге ушли работать по специальности, но другие, включая Викторию, решили провести чуть больше времени с Юрент.

Виктория и её команда сегодня следят за тем, чтобы на востребованных парковках было достаточно самокатов. Они также мониторят свою зону города на наличие брошенных не на парковке устройств. Как старший скаут Виктория отвечает за коммуникацию между своими подчинёнными, водителями, которые привозят самокаты, и заменщиками батарей. Всё это нужно для обеспечения эффективной работы всех служб сервиса.

«Мне нравится делать транспорт доступным, чтобы каждый человек в любой момент мог воспользоваться самокатами. Нравится работать с людьми — в конце каждого сезона коллектив становится второй семьей. Мы стараемся следить за порядком среди самокатов не только нашего сервиса, но и других, поддерживаем порядок во всем городе».

Виктория, старший скаут Юрент

Ещё одним направлением деятельности старших скаутов остаётся работа с так называемыми «потеряшками». Это самокаты, которые бросили где-то в неположенном месте. Иногда пользователи оставляют их на ЖД путях, в лесах, подъездах, стройках и в других интересных местах.

Как рассказывает сама Виктория, однажды она с командой искала самокаты в Строгино. Специалисты обошли весь лес, а потом увидели устройство кикшеринга в воде. Водоём был где-то по пояс, поэтому пока один скаут вытаскивал самокат из воды, Виктория подхватывала устройство, чтобы через забор перетащить его на тротуар. В итоге вся техника оказалась в тине и водорослях, но её всё же удалось спасти после небольшого ремонта.

Помогая уже сейчас

Работа сервисов проката уже давно не ограничивается только транспортной функцией. Например, уже второй год электросамокаты Whoosh бесплатно доступны добровольцам отряда Лиза Алерт. Устройства помогают поисковикам оперативно расклеивать ориентировки во всех городах присутствия сервиса, а также «прочёсывать» районы.

Бесплатные поездки позволяют волонтёрам быстро и без пробок добираться до места сбора, патрулировать улицы и проверять новые свидетельства о пропавшем человеке. Недавно добровольцы помогли найти убежавшую из дома девушку в центре Москвы: быстро добрались туда на самокатах и исследовали район, пока не заметили пропавшую на одной из улиц.

В свою очередь Яндекс предложил пользователям автоматически округлять свои чеки за поездки до любого числа, кратного 10, 50 или 100 – на выбор. Например, сумма поездки в 205 рублей может превратиться в 210 – но пять доплаченных рублей пойдут в выбранный благотворительный фонд. Уже сейчас функцию подключили более 1 млн пользователей.

Даже небольшие суммы могут принести реальную помощь. В конце 2022 года фонд «Помощь рядом» выпустил годовой отчёт. Анализ показал, что в прошлом году благодаря округлению пользователей на благотворительность удалось собрать 177 млн рублей. Помощь от этого фонда, в свою очередь, направлялась в более чем 400 некоммерческих организаций.

Правила сообщества
  • будьте вежливы, уважайте участников;
  • старайтесь оставлять информативные, полезные и интересные комментарии;
  • соблюдайте действующее законодательство;
  • мы не приветствуем размещение промокодов и рекламы;
  • вы тоже можете стать автором или участником проекта и продвигать свои промокоды;