Наш канал в Телеграм

Как и где вести заметки: метод цеттелькастен и подборка бесплатных сервисов

Чтобы сохранять полезную информацию, а еще — быстро и удобно ее находить

Если заметки никак не структурировать, они могут превратиться в большую свалку информации, в которой ничего не найти. В этой статье расскажем о методе, который поможет их организовать, а также дадим подборку удобных и бесплатных приложений для их ведения.

Как вести заметки

Что такое цеттелькастен. Метод создания системы знаний с помощью взаимосвязанных заметок. В переводе с немецкого Zettelkasten означает «картотека» или «картотечный ящик». Автор метода — немецкий социолог Никлас Луман, который написал более 70 книг и 250 научных статей. Как он сам говорил, во многом — благодаря своему способу ведения записей.

В процессе научной работы Луман заметил, что заметки становятся важными только в тот момент, когда он их активно использует и находит между ними связь. Делать это с записями, которые хранятся в разных местах, сложно. Поэтому для систематизации заметок в одном месте учёный разработал собственный способ фиксации идей и взял за основу библиотечную систему.

Как это работает. Метод похож на mand map (ментальную карту) или древовидные схемы: он помогает находить связи между идеями и приходить к неочевидным выводам.

Заметки по одной теме выделены общим цветом. При этом их можно связывать с заметками из других тем
Источник: Pinterest

Если распределять заметки по папкам, то в каждой образуется отдельное изолированное хранилище, идеи из которых невозможно связать с другими. С этой проблемой частично помогают справиться теги: на одну заметку можно поставить несколько тегов по разным темам. С помощью них можно связать заметки как внутри одной папки, так и с записями из других папок. Но это не всегда решает проблему навигации: они не помогают переходить от одной конкретной заметки к другой, могут дублировать друг друга, о них можно забывать, и в итоге превратить хранилище в свалку.

Поэтому автор цетелькастена пошел дальше, создав систему, похожую на интернет. Он не просто связывал одну запись с другой, а создавал для них новую, объединяющую темы. Например, одна заметка посвящена теме материи, другая – энергии. Для них он создал новую заметку — «Вселенная», куда прикрепил ссылки на эти заметки, а еще добавил новые понятия: галактика, планета, звезды. Для них также могут быть отдельные заметки с более подробным описанием про каждую тему.

Принципы цеттелькастена:

  • Одна идея — одна заметка.
  • Каждая заметка понятна сама по себе.
  • Связывать заметки между собой.
  • Заметки хранятся в одном месте.
  • Вести заметки на протяжении долгого времени.

Как использовать цеттельскастен. Чтобы использовать этот метод в повседневной жизни, нужно:

  1. Выбрать место, в котором будете вести заметки: обычный блокнот или мобильное приложение (о них расскажем ниже).
  2. Выбрать способ систематизации: общие папки, теги и ссылки. Например, создать папку «Книги», в которой можно писать свои мысли после прочтения, в зависимости от темы книги присваивать теги «продуктивность», «психология» или «история», а с помощью ссылок объединять несколько заметок по одной книге. Теги необязательно придумывать сразу – они будут появляться по мере написания заметок.
  3. Связывать новую заметку с какой-либо уже написанной через гиперссылку. Это самая времязатратная часть — даже если есть софт, с помощью которого можно добавить ссылку одним кликом, нужно вспомнить о подходящей заметке, найти ее и связать.
    Метод можно адаптировать под себя, например ввести только теги, а перелинковку использовать только в редких случаях — это сократит время на ведение заметок.

Метод цеттелькастен можно использовать при обучении новой большой теме. Особенно при самообучении, когда вы самостоятельно ищите информацию в интернете – ее много и она не структурирована. При использовании метода информация не потеряется в бесконечных тетрадках с конспектами.

Например, вы решили научиться выращивать цветы на подоконнике. Первая заметка может содержать список главных тем, которые нужно изучить: грунт, свет, полив, удобрения. Для каждой из них нужно создать новую более подробную заметку. Например, в записи про грунт можно расписать, из чего он состоит (земля, разрыхлитель, дренаж), как выбрать под определенный цветок (орхидея, фиалка, тюльпан). А затем под каждое из новых понятий (земля, разрыхлитель, дренаж) нужно сделать свою заметку, которая продолжает тему грунта и углубляет ее.

Другими словами, получится система из перелинкованных понятий — наподобие «Википедии». Если спустя время открыть заметку про тюльпаны и увидеть в ней упоминание дренажа, то не придется снова собирать информацию о нем — достаточно перейти к заметке по гиперссылке.

Где вести заметки по методу цеттелькастен

Notion

Плюсы:

  • Синхронизация. Заметку, над которой вы начали работать на телефоне, можно продолжить писать на компьютере.
  • Можно создать быстрый виджет на главном экране смартфона или компьютера. Когда мысль придет в голову, ее будет быстрее и удобнее записать, а не рыться в папках с приложениями или окне браузера со ссылками.
  • Много шаблонов и способов использования: есть разные базы данных, таск-листы и чеклисты, личные дневники, списки, планировщики путешествий и тд. Можно создать кастомный шаблон и поделиться им с другими пользователями.
  • Можно делиться заметками с другими людьми. Для этого нужно нажать в верхнем правом углу экрана кнопку share → share to web → copy web link. Ссылкой можно поделиться в любом мессенджере или ресурсе. При этом есть возможность поставить ограничение на копирование.

Минусы:

  • Очень много функций, в которых теряешься. Но не обязательно изучать сразу все, можно выбрать пару самых «ходовых» инструментов.
  • Нет интерфейса на русском. Есть только английский, корейский и японский. Но на Ютубе есть много видео с разборами функций на русском, так что разобраться можно — за пару часов.
  • Тормозит. Приложению нужно несколько секунд, чтобы прогрузиться, так как оно работает в облаке.

Пример базы знаний в Notion
Источник: Молянов

Google keep

Плюсы:

  • Интуитивно понятный интерфейс — сложно запутаться.
  • Быстрое добавление ярлыков: они сохраняются на боковой панели. А еще можно выбрать для каждого ярлыка свой цвет, чтобы визуально отличать заметки.
  • Сохранение ссылок через кнопку «поделиться». Например, если нет времени читать статью сейчас, можно прямо из браузера сохранить ссылку в заметках и вернуться к ней потом.
  • Распознавание голоса. Можно быстро наговорить пришедшую в голову мысль: сохранится и аудиозапись, и транскрибируемый текст.
  • Работает быстро: не нужно ждать пока прогрузятся заметки, они открываются моментально.
  • Напоминания. Можно выбрать не только время уведомления, но и место, в котором оно должно прийти. Например, когда вы окажетесь дома, приложение напомнить прочитать отложенную статью.
  • Интеграция с Google Документами: заметки можно выгрузить в документы с помощью одной кнопки.
  • Можно делиться доступом к заметке с другими пользователями iOS: они смогут редактировать заметку. Для этого нужно добавить к заметке соавтора. Совместный доступ доступен только для пользователей с iCloud.
  • Инструмент рисования.

Минусы:

  • Нельзя соединять заметки между собой с помощью ссылок — можно только скопировать текст заметки.
  • Нет папок — не получится разделить заметки по категориям.

Google keep хорошо транскрибирует голос: ошибок в словах не было, но знаки препинания нужно проговаривать голосом

Закрытый канал в телеграме

Плюсы:

  • Быстро и удобно: если часто сидишь в телеграме, например, по работе, не нужно переходить в другое приложение, чтобы сделать заметку.
  • Хештеги. Можно структурировать по тегам и использовать поиск по словам.
  • Можно линковать заметки между собой: можно скопировать ссылку на любой пост и прикрепить ее через гиперссылку к другому сообщению.

Минусы:

  • Нельзя быстро добавить хештеги: они не сохраняются и каждый раз приходиться вспоминать и писать их заново. Если забывать проставлять теги, может образоваться куча из ссылок и заметок, в которой ничего не найти.
  • Не получиться использовать без интернета. Сообщение написать будет можно, а сохранить ссылку или пост из другого канала — нет.

Завела закрытый телеграм-канал, чтобы сохранять полезную информацию по работе. Сначала писала подводки к ссылкам, но потом перестала и теперь ничего не получается найти

Заметки Apple

Плюсы:

  • Общие папки, в которые можно сохранять информацию по темам.
  • Поиск по словам. Если не получается найти нужную заметку в папке, можно ввести нужное слово в поисковую строку.
    Функция рисования. Есть разные инструменты: карандаш, ручка, фломастер, ластик, линейка. Любой рисунок можно выделить, скопировать и вставить в другом приложении, например в сторис.
  • Сканирование документов. Чтобы отсканировать документы, нужно создать новую заметку, выбрать значок камеры в нижней части экрана и нажать «Отсканировать документы». После этого навести камеру на лист и подождать, пока приложение его захватит.
  • Простой интерфейс — невозможно запутаться.
  • Можно создать смарт-папку: к каждой заметке будет добавлен тег. Потом теги можно быстро добавлять к любой заметке с помощью значка #.
  • Можно делиться заметкой. С помощью быстрых кнопок можно отправить копию текста заметки в мессенджере, почте и тд. Также можно делиться доступом к заметке с другими пользователями iOS: они смогут редактировать заметку.
  • Синхронизация с телефоном. Заметку, над которой вы начали работать на телефоне, можно продолжить писать на компьютере.

Минусы:

  • Нельзя линковать заметки между собой. Копируется только текст заметки, а не ссылка на нее.
  • Приложения работают только на iOS. Зайти в заметки с андроида или компьютера можно только в браузере и имея свой iCloud.

В заметках Apple сначала идут папки, а внизу — теги из смартпапок, на которые можно нажать и быстро добавить заметку по теме

Obsidian

Плюсы:

  • Интерфейс на русском языке (настройки→ about→ lauguage).
  • Плагин цеттельскастен, который позволит давать названия заметкам автоматически по дате их создания.
  • Можно быстро линковать заметки между собой. Для этого нужно нажать на значок [] в нижней панели и выбрать заметку, на которую нужно сослаться. Также есть кнопка «объединить» — заметки связываются друг с другом. Если открыть вкладку «локальный граф», можно увидеть какие заметки связаны между собой с помощью линий.
  • Быстрое добавление тегов.
  • Можно пользоваться с телефона и компьютера.

Минусы:

  • Сложный интерфейс: много непонятных окон, кнопок и функций, в которых нужно разбираться. Например, с первого взгляда непонятно, чем отличаются функции «Добавить вставку», «Добавить внутреннюю ссылку» и «Вставить ссылку».

В Obsidian есть разные инструменты форматирования текста. А если нажать на три точки в верхнем правом углу экрана и выбрать «Граф» — можно увидеть связанные заметки

Из всех приложений для ведения заметок по методу цеттелькастен больше всего подходит Obsidian — только в нем есть перелинковка и визуализация связей между заметками. Но у него довольно сложный интерфейс, в котором нужно разбираться. Notion поможет создать удобную и визуально понятную базу знаний, но сначала нужно будет разобраться в интерфейсе и собрать подходящий для вас шаблон. В приложениях только для заметок более дружелюбный и простой интерфейс, но заметки нельзя связать напрямую. При этом можно использовать общие папки и теги, которых может быть достаточно для повседневных задач.

Правила сообщества
  • будьте вежливы, уважайте участников;
  • старайтесь оставлять информативные, полезные и интересные комментарии;
  • соблюдайте действующее законодательство;
  • мы не приветствуем размещение промокодов и рекламы;
  • вы тоже можете стать автором или участником проекта и продвигать свои промокоды;