Наш канал в Телеграм

Новые машины, доступные зоны и первые достижения в 2023 году: обзор ситуации на рынке каршеринга в Москве

Департамент транспорта столицы собрал основную информацию об операторах — рассказываем о самом интересном

Востребованный городской сервис

Сервисы каршеринга в 2023 году продолжили развиваться по всей России. Не стала исключением и Москва, где работают четыре основных оператора: Делимобиль, Ситидрайв, Яндекс Драйв и BelkaCar. Суммарно они владеют автопарком из более чем 30 тысяч машин, которые можно взять в аренду на улицах столицы с помощью одного лишь смартфона.

Взятые в аренду авто позволяют разгрузить улицы от личного транспорта — благодаря сервисам больше 90 тысяч личных машин каждый день оставляют дома. А так как несколько пользователей используют одну и ту же машину по очереди, уменьшается и нагрузка на дорогах. Жителям и гостям города также не приходится искать места для постоянной парковки — найти и оставить машину можно почти везде в разрешённых зонах. Всего сервисами аренды авто в Москве активно пользуется больше 1 млн человек.

Сейчас в среднем машины каршеринга берут в аренду на 78 минут, из которых только около 60 пользователи тратят непосредственно на сами поездки. Остальное время уходит, например, на ожидание. За один день пользователи всех четырёх сервисов в среднем берут авто в аренду 122,5 тысяч раз. В эти цифры, по данным Департамента транспорта Москвы, входят поездки, совершённые на машинах с оклейкой.

Аренда и меры безопасности

Сервисы используют собственные системы безопасности, которые позволяют им выявить потенциально опасных пользователей, и дают бонусы аккуратным водителям — например, делают их поездки дешевле. Для этого Яндекс Драйв, Делимобиль и Ситидрайв встроили в свои сервисы индивидуальные системы рейтинга. У первого для расчета оценки она анализирует стиль вождения пользователя — как часто он резко тормозит, разгоняется и совершает другие, потенциально опасные маневры на дороге. Тех, кто нарушает ПДД и правила сервиса регулярно, со временем могут заблокировать.

Алгоритм Яндекса анализирует последние 200 км поездок по ряду ключевых факторов, влияющих на безопасность. В их список входят, например, опасное вождение (резкое торможение и старт, агрессивное перестроение, крутые входы в повороты) и превышение скорости. Для сбора этих данных используется телематика. В профиле вождения пользователь может ознакомиться со своими неаккуратными поездками, в том числе со штрафами.

У Делимобиля, помимо общего стиля вождения, система рейтинга также учитывает водительский стаж пользователя, уровень его аварийности, наличие штрафов, активность на сервисе, а также аккуратность по отношению к машинам сервиса. Всего для анализа используется более 150 критериев, часть информации о которых поступает от встроенной в автомобили телематики. Последняя фиксирует среднюю скорость, манёвры и другое.

Ситидрайв в настоящий момент использует систему репутации, которая основывается на четырёх параметрах: возрасте и стаже водителя, сумме его штрафов и сроке задолженности по их выплате. А у каршеринга BelkaCar на данный момент рейтинговая система отсутствует вовсе.

Не только рейтинг

Сервисы каршеринга внедряют и дополнительные меры безопасности. Например, Яндекс Драйв и BelkaCar запрашивают фотографию лица от пользователя перед началом поездки. К этому последний сервис также прибавляет ПО для умного контроля поведения человека за рулём. Схожие идеи поддерживает Ситидрайв: помимо фотографий перед каждой поездкой, он также проводит живую съёмку водителя при регистрации. Каршеринг также отслеживает состояние авто во время аренды.

У Делимобиля, как и у остальных, есть обязательная проверка личности водителя перед началом поездки. Но он также уделяет отдельное внимание состоянию пользователя и просит перед запуском авто пройти тест на концентрацию внимания. Это становится особенно актуальным в вечернее и ночное время, когда уставший человек может быть невнимателен на дороге и подвергнуть опасности не только себя, но и других людей. Также такая мера не позволяет сесть за руль человеку в нетрезвом виде.

Удобства и новые достижения

Операторы каршеринга стараются делать поездки и более комфортными для пользователей. Все четыре главные компании на московском рынке позволяют ездить не только по столице, но и, например, посетить область. В их зону действия также входят основные аэропорты: в Домодедово можно уехать на машинах всех четырёх сервисов. Попасть в Шереметьево и Внуково можно у всех операторов, кроме BelkaCar. Но он вместе с Яндекс Драйвом и Делимобилем позволит доехать до аэропорта Жуковский. При этом оставить машину на первых двух в этом районе не получится.

В остальном все операторы также привнесли ряд изменений в свои сервисы, чтобы сделать их более удобными для повседневного использования. Например, Яндекс в феврале объединил эконом- и комфорт-классы в одну категорию так, чтобы сделать их доступными для всех пользователей. А Ситидрайв открыл СТО для обслуживания парка и запустил продажу собственных автомобилей каршеринга в первом шоуруме в Москве.

Ещё одной инициативой Ситидрайва стал запуск сервиса инклюзивного каршеринга. Теперь люди с инвалидностью в Москве могут заказать доставку машины с дополнительным приводом, который дублирует педали газа и торможения, и ручкой-«лентяйкой». С помощью последней можно держать руль одной рукой. Ноги при этом вовсе не участвуют в процессе управления. Заказать авто с сертифицированным оборудованием отечественного производителя можно не позднее, чем за 4 часа до поездки, через специальную форму обратной связи на сайте Ситидрайва. Пользователя на месте встретит техник компании, который объяснит особенности управления, поможет сесть в машину и ответит на вопросы.

Каршеринг BelkaCar в первом квартале этого года добавил, а в некоторых случаях и просто обновил 30 доступных для поездок по Москве зон на основе обратной связи от своих пользователей. А Делимобиль запустил машины, в которых можно перевозить собак, в Москве и других городах. Вместе с Ситидрайвом он также добавил отображение своих авто в карты 2ГИС.

Город помогает

С 2018 года Правительство Москвы поддерживает развитие сервиса каршерингов. Операторы уже 5 лет получают субсидии на обновление автопарка — за это время им передали 950 млн рублей, на которые они закупили 39 тысяч новых машин.

Благодаря такой поддержке парк столичного каршеринга по-прежнему остаётся самым большим в мире — он составляет порядка 30 тысяч автомобилей. Через ключевых операторов в Москве можно арендовать электромобили, фургоны и авто премиум-класса. Жители столицы используют современные и надёжные автомобили, что повышает безопасность поездок.

В 2023 году поддержка города продолжится — всего сервисам такси и каршеринга выделили на развитие 450 млн рублей. При покупке электромобиля бизнес получает субсидию в двойном объёме. Так город поддерживает развитие экологичного транспорта. Ещё электромобили можно бесплатно парковать и заряжать на более чем 200 городских зарядках.

В этом году сервисы каршеринга продолжили пополнять свои автопарки. Большинство новых моделей оказались иностранными, но среди них начали появляться и новые отечественные бренды. Например, в феврале Яндекс подписал один из крупнейших в мире контрактов на поставку электромобилей в сервисы такси и каршеринга. В рамках контракта в сервисы передано уже 150 новых, современных и надёжных автомобилей.

А ещё каждый год операторы получают от города скидки на парковочные разрешения. Поэтому арендовать авто чаще всего оказывается выгоднее, чем ездить на личном — ведь пользователю не приходится платить не только за обслуживание и ТО, но и за парковку.