Наш канал в Телеграм

Короткие лекции, игры, клиповость – что такое микрообучение и почему его стоит попробовать

Разбираемся, могут ли новые формы обучения заменить традиционное образование

Обучающие видео в тиктоке и рилсах, приложения для изучения языков, короткие лекции об истории стали одним из трендов последних лет. Наиболее заметны такие микроформаты стали на фоне пандемии, когда обучение массово перешло в онлайн.

Со временем вокруг этих форматов сформировалось целое направление – микрообучение. Разбираемся, насколько оно эффективно и может ли заменить классическое образование.

Что такое микрообучение и почему оно работает

Микрообучение — новый формат образовательного процесса, в котором информацию подают небольшими блоками. На один урок выделяется 5-15 минут, а после каждого блока есть тест, чтобы закрепить пройденную информацию.

Мышление современной молодежи ученые характеризуют как клиповое: человек легко переключается между разрозненными фактами и быстро обрабатывает информацию, но при этом мыслит поверхностно, фрагментарно, а часто и с нарушением причинно-следственных связей. При таком мышлении образная информация воспринимается легче текстовой, поэтому медиа больше предпочитают короткие визуальные форматы, чем длинные статьи.

Ученые из MIT проанализировали почти 7 миллионов видео с обучающим контентом, чтобы найти закономерность между длительностью видео и продолжительностью просмотра. Они подтвердили, что чем дольше видео, тем меньше просмотров. Авторы исследования посчитали оптимальную длительность обучающих видео с лектором — 6-12 минут. Эти же выводы подтверждает исследование Rapid Learning Institute 2020 года: 94% учащихся предпочитают короткие модули по 10 минут или меньше.

«Обучение в формате очень коротких роликов обладает двумя качествами: гибкостью и специализацией именно под то, что человеку сейчас интересно, под тот вопрос, который у него возник».

Люди забывают до 60% всей полученной информации уже через час, до 65% через 10 часов и до 80% через несколько дней. К таким выводам пришел психолог Герман Эббингауз, который проводил эксперименты с человеческой памятью в конце XIX века. Он назвал эту особенность человека кривой забывания.

Микрообучение помогает удерживать информацию в памяти, подавая её небольшими порциями и постоянно закрепляя с помощью небольших тестов.

Платформы с короткими курсами

  • Lectera — курсы по маркетингу, бизнесу и продажам;
  • Stepik — курсы по программированию, английскому, маркетингу, дизайну, школьным предметам и пр.;
  • Skill Cup — курсы по созданию контента, маркетингу, публичным выступлениям и пр.;
  • Учебник Т—Ж — курсы про деньги и жизнь;
  • 4brain — курсы про мозг: творчество, аналитику, коммуникацию и организацию;
  • Синхронизация — курсы про психологию, историю, искусство, культуру и науку;
  • Правое полушарие интроверта — курсы по истории, психологии и культуре;
  • Quizlet — изучение школьных и университетских предметов с помощью флеш-карт.

Зарубежные:

  • Duolingo — изучение языков;
  • Udemy — пользователям из России платные курсы посмотреть не получится, но можно смотреть бесплатные. Для этого нужно выбрать нужную категорию, например, маркетинг, и поставить галочку у пункта «бесплатно» в категории «цена»;
  • Сoursera — пользователи из России не могут оплатить платные курсы, отправить задания на проверку и получить сертификат. Но бесплатные курсы можно смотреть. Чтобы найти курсы с микрообучением, нужно выбрать продолжительность курса «менее 2 часов» или «1-4 недели».

Принципы микрообучения

Если просто разбить длинное видео на несколько коротких, курс не станет микрообучением. Вот его главные особенности:

  • Фокусировка. Никаких уроков с пространными размышлениями, каждый урок приводит к конечной цели обучения. Если цель — научиться печь торты, то в курсе расскажут, как замесить тесто, испечь корж, сделать крем и задекорировать торт. А тема «история выпечки тортов» будет лишней, так как не приводит к конечной цели.
  • Краткость. Уроки максимально коротки, каждый урок доносит одну мысль.
  • Автономность. Каждый урок самодостаточен, но является при этом составной частью программы. После каждого урока получается изучить один мини-навык.
  • Разнообразие форматов. Используются различные форматы обучения: от коротких видео до игр.
  • Интерактивность. Ученик самостоятельно управляет процессом, что усиливает вовлеченность, а это, в свою очередь, увеличивает эффективность обучения. Ученик двигается в своем темпе и решает, сколько уроков сегодня пройти.
  • Доступность и мобильность. Возможность учиться всегда и везде как со смартфона в автобусе, так и с компьютера в библиотеке.

Форматы микрообучения

Видео. Например, лекции от «Правого полушария интроверта». Это могут быть короткие ролики на 5-10 минут со статичным говорящим ведущим или слайд-шоу картинок с анимацией и закадровым голосом.

Инфографика. Например, карточки с инструкциями, графиками, картинками или главными цифрами. Акцент на визуализацию данных. Если добавляют текст, то немного — 1-3 предложения.

Подкаст. Например, подкаст Лайфхакера с выпусками до 10 минут. Такой формат удобно слушать на прогулке или по пути на работу.

Игра (геймификация). Например, приложение для изучения языка Duolingo. Авторы создают целую систему форматов: опросы, тесты, игры. Это позволяет больше вовлекать пользователя, чтобы он не заскучал и не забросил занятия, и одновременно обучать его.

Может ли микрообучение заменить традиционное?

Если классическое образование дает фундаментальные знания, то микрообучение может только ввести в курс дела или нарастить уже существующие знания – но не дать глубокое понимание темы. С его помощью не получится освоить высшую математику или целую профессию. Например, для программиста важно сначала получить сильную математическую подготовку, а затем — изучать языки программирования.

Усвоение информации отличается от процесса формирования знаний глубиной и качеством мыслительной переработки. Информация — это сформулированные кем-то сведения, а знание — результат осмысления человеком своего опыта. Процесс формирования знаний гораздо более глубокий и требует дополнительной обработки информации, а только ее понимания. При усвоении нового понятия необходимо не только понять его смысл, но и определить, к какой группе тематической категории оно относится, как связано с другими понятиями. Это глубокое понимание не может дать микрообучение из-за короткой длительности курсов.

«Специфика микрообучения такова, что его можно интегрировать в любое классическое обучение. Но это лишь винтик, который можно встроить в большой механизм. Заменить микрообучением классическое обучение, конечно же, невозможно. Этот формат уместно использовать в ситуациях, когда требуется за одну минуту закрыть вопрос, либо если есть вероятность устаревания информации».

Исследование Высшей школы экономики в 2020 году показывает, что спрос на высшее образование остается высоким — 85% выпускников школ хотят поступить в вуз. Зарубежные исследования показывают: чем выше уровень образования, тем ниже вероятность остаться без работы. По данным исследования в Великобритании за 2019 год, выпускники вузов зарабатывают на 29% больше, чем те, кто не получал высшее образование.

При этом, согласно данным опроса ВЦИОМ, 45% россиян считают, что значимость высшего образования преувеличена. По данным Росстата, общая численность студентов вузов за десять лет сократилась на 3 миллиона: с 7 млн в 2010-2011 до 4 млн человек в 2020-2021 году.

Правила сообщества
  • будьте вежливы, уважайте участников;
  • старайтесь оставлять информативные, полезные и интересные комментарии;
  • соблюдайте действующее законодательство;
  • мы не приветствуем размещение промокодов и рекламы;
  • вы тоже можете стать автором или участником проекта и продвигать свои промокоды;