На треке конференции «Съезд на СИМ» об инфраструктуре спикерами выступили
- Мария Галанина, руководитель направления по развитию велоинфраструктуры ЦОДД Москвы;
- Илья Абросимов, руководитель IT-стартапа Велогород.Онлайн;
- Полина Гладун, руководитель проектов в Студии транспортного проектирования STEP;
- Александр Березин, руководитель направления «Аналитика» Whoosh;
- Александр Красавцев, управляющий партнер института «Полис»;
- Алексей Митяев, замглава Дептранса Москвы;
- Алексей Ересько, заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Рассказываем о главном из выступления спикеров.
«Самое важное — это баланс. Он должен быть во всем. Сейчас возникает много дискуссий: насколько СИМ полезны или в принципе они только вредят. Наверное, к согласию никто не придет, но важно найти компромисс — создание соответствующей инфраструктуры, которая позволит чувствовать себя комфортно всем участникам движения, чтобы и пешеходы не чувствовали помех».
Существует проект Минстроя России — Формирование комфортной городской среды. Он направлен на благоустройство общественных пространств на конкурсной основе в малых городах и исторических поселениях (до 100 тыс. человек). Например, субъект готовит заявку и предлагает идеи для улучшения инфраструктуры, далее она направляется в Минстрой. Эксперты проекта, по словам Алексея Ересько, — лучшие российские урбанисты. Один из главных критериев выигрышного проекта: связывает ли разработчик возможность обустройства инфраструктуры с дополнительным ландшафтом местности (к примеру, нет ли рядом оврага или ручья).
«Я всегда озвучили в своих выступлениях, что проектирование инфраструктуры — это важно. Например, я часто езжу в разные города России и обращаю внимание на наличие полезных решений. Когда я был в Оренбурге, мы с губернатором области, который является поклонником велопрогулок, обсуждали возможность оборудования велодорожки между Оренбургом и Орском. Это два основных города субъекта».
А что с велосипедами?
Мария Галанина, руководитель направления по развитию велоинфраструктуры ЦОДД Москвы рассказала, что сейчас в столице
- на 83 улицах планируется реализация инфраструктуры ЦОДД;
- на 62 улицах появятся временные велополосы (73% — обновление временной разметки, а 27% — новые велополосы);
- на 21 улице запланирована постоянная велоинфраструктура. Развитие получат новый этап веломаршрута Зеленое кольцо и участков ВЕЛО1 на УДС.
Подробнее — на карте ЦОДД.
ЦОДД работает на основе целевой схемы — ведомство видит плотную связь и запросы от жителей, префектуры и сервисов аренды, чтобы привлечь внимание к приоритетным улицам Москвы.
«Я сама часто добираюсь до точки назначения на СИМ. Например, провожу собственный самокат на МЦК. Москва — большой город, где несколько видов транспорта отлично сочетаются между собой. Как мы видим, обычные жители города делают точно так же: ездят от дома до транспортного узла на средствах индивидуальной мобильности, а после — до точки притяжения, при этом преодолевая основное расстояние на городском транспорте».
Масштабируемые кейсы на примере регионов: Калининград и Сахалин
Руководитель IT-стартапа Велогород.Онлайн Илья Абросимов поделился опытом обустройства инфраструктуры в регионах, а также рассказал о том, как передаются геопространственные данные. К ним относятся расположение СИМ в пространстве и привязка поездки ко времени и дате. Геопространственные данные могут изображаться по-разному:
К самым популярным источникам таких данных относятся арендные системы, пользовательские данные и ИТС + Умный город.
«Некоторые люди относятся к данным о поездках на арендуемых СИМ бережнее, чем к собственным серии паспорта и номеру банковской карты. Как будто поездка из Алтуфьево до пиццерии настолько секретная, что о ней никому нельзя знать. Однако передаваемые оператору данные помогают отслеживать соблюдение ПДД, а также парковку средств индивидуальной мобильности в отведенных местах».
К главному из кейсов, приведенных экспертом, относится, например, история о виртуальных парковках. Жителям разрешили парковать СИМ в любых местах и начали отслеживать, когда система превратится в хаос, отметив при этом точки, где самокаты беспорядочно бросают постоянно, и места притяжения. Наложили одно на другое, и получилась рабочая схема, которую изобразили на кадастровой карте. Операторы могут использовать такой подход, когда позволяют все, собирают данные, а после — запрещают парковку в антирейтинговых местах.
Как адаптировать города
Полина Гладун, руководитель проектов в Студии транспортного проектирования STEP считает, что к велостратегии (документу комплексного и поэтапного развития
велосипедной инфраструктуры) нужно подходить поэтапно.
Планирование будет включать в себя
- результаты анализа данных о территории города;
- схему и перечень участков веломаршрутов;
- рекомендации и правила по сопутствующей инфраструктуре;
- рекомендации по типовым решениям обустройства маршрутов;
- рекомендации по содержанию и эксплуатации.
«К развитию велоинфраструктуры надо подходить как к проекту — от идеи и концепции реализации до временных полос в рамках тестирования и сметы. Обязательно к каждому этапу должны привлекаться жители: необходимо их информировать об изменениях в жизни города».
Данные в помощь
Алексей Березин, аналитик кикшеринга Whoosh отметил, что развитие инфраструктуры городов в том числе помогает и разгрузить транспортные потоки.
«Имея большой массив данных, мы понимаем, что СИМ помогают разгружать массовые транспортные потоки, например, пробки. Пиковый спрос на аренду самокатов наблюдается как раз по будням в 8-9 утра».
Кроме того, благодаря данным о поездках пользователей можно делать города лучше.
«Например, возьмем город Кудрово Ленинградской области. Там мы как раз посмотрели, что есть возможность поставить виртуальные паковки — об этом говорили 25 тыс. поездок в желтых зонах. Просто люди каждый день ездят из Кудрово на работу до Санкт-Петербурга на самокатах. Таким образом правильные данные помогают сделать из СИМ — полноценный транспорт».