Наш канал в Телеграм

«Безопасности не бывает много». Что говорили о регулировании на конференции «Съезд на СИМ»

Краткие тезисы экспертов отрасли — от Минтранса РФ до операторов кикшеринга

В московском Центральном деловом пространстве 6 апреля открыли международную конференцию «Съезд на СИМ» — мероприятие, где основатели компаний, представители государственных ведомств и урбанисты обсуждают безопасность средств индивидуальной мобильности, перспективы развития инфраструктуры в городах (в том числе и маленьких), а также новинки технологий. С приветственным словом выступили Магомед Колгаев (ЦОДД), Леонид Ясиновский («Яндекс Go»), Дмитрий Чуйко (Whoosh) и Сергей Семенов (Минтранс РФ).

Перед началом конференции издатель «Трушеринга» Юрий Николаев представил результаты ежегодного исследования рынка кикшеринга в сезоне-2022. Так, сервисами аренды электросамокатов в России в 2022 году пользовалось порядка 15,5 млн человек, за год ими было совершено около 103,5 млн поездок. Все подробные данные по развитию бизнеса, основным игрокам, моделям самокатов, безопасности и другим темам — здесь:

Первая панель конференции «Съезд на СИМ» была посвящена регулированию средств индивидуальной мобильности в городах: в том числе обсудили и новые правила ПДД, вступившие в силу 1 марта этого года. Экспертами выступили Сергей Семенов, директор Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса РФ, Дмитрий Ваньчков, заместитель руководителя комитета по транспорту Санкт-Петербурга, Павел Кабытов, и. о. заведующего лабораторией правового регулирования информационных технологий ИЗИСП РФ, Эдуард Кийко, заместитель начальника Департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга РФ и Дмитрий Чуйко, основатель Whoosh. Мы кратко расскажем об основных тезисах выступлений.

Сергей Семенов: Поправки в ПДД и их дальнейшая судьба

  • Работа над правилами дорожного движения для СИМ велась три года. То, что средства индивидуальной мобильности считались пешеходами, было в корне неправильно.
  • Максимальная скорость СИМ, по новым ПДД, — 25 км/ч, что равно скорости бегущего человека.
  • В первую очередь задача транспорта — сократить время передвижения. Так, использование самокатов и других СИМ поможет сэкономить до 70 часов в год на дорогу.
  • Допуск СИМ на тротуары возможен, но только в отсутствии инфраструктуры. Нужно помнить, что пешеход на своей территории — всегда прав.
  • Международная практика использования инфраструктуры СИМ показывает, что ограничения имеют разный характер. Например, в Англии пользователь самоката не может использовать велосипедные дорожки для передвижения. В Германии же максимальная скорость средств индивидуальной мобильности — 20 км/ч.

  • Сейчас аренда электросамокатов доступна в 113 городах 58 регионов России.

«Пользователи сервисов кикшеринга более дисциплинированные, чем владельцы собственных самокатов — из-за регуляторных ограничений».

Сергей Семенов, директор Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса РФ

Дмитрий Ваньчков: Регулирование: опыт Санкт-Петербурга

  • Раньше о календарной весне узнавали по пению птиц и солнцу, а теперь — по появлению прокатных самокатов на улице города.
  • Всего в Петербурге порядка 31 700 единиц СИМ. Whoosh — 14 000, Юрент — 8 500, Яндекс Go — 9 000, BusyFly — 200.
  • Власти Санкт-Петербурга первые в России разработали и заключили соглашение со всеми сервисами кикшеринга города. Все для повышения безопасности в городе и парковки СИМ в отведенных местах: до 2021 года на центральных улицах «творился хаос».

«Соглашение ежегодно дорабатывается. Несмотря на появление в правилах дорожного движения нового вида транспорта в этом году оно вновь заключено с кикшерингами. Все из-за особенностей исторической части города. В Санкт-Петербурге узкие улицы, а также точки притяжения пешеходов: парки, скверы и площади. Например, сейчас запрещено передвигаться на электросамокатах по Невскому проспекту из-за огромного потока людей».

Дмитрий Ваньчков, заместитель руководителя комитета по транспорту Санкт-Петербурга

  • Администрация Петербурга и операторы активно коммуницируют — есть даже чат для решения срочных вопросов. Например, если нужно убрать самокаты для какого-то мероприятия, об этом договариваются за пару сообщений.
  • Дмитрий считает, что вопрос регулирования пока открыт: непонятно, кто будет отслеживать нарушения в городах, а также оперативно реагировать в неочевидных ситуациях. Например, когда 16-летний подросток едет по проезжей части на СИМ, и попадает в ДТП с авто. Также необходимо обустроить инфраструктуру таким образом, чтобы у пользователей средств индивидуальной мобильности не было возможности нарушать новые правила ПДД.

«Безопасности не бывает много — самокат должен стать предсказуемым».

Дмитрий Ваньчков, заместитель руководителя комитета по транспорту Санкт-Петербурга

Эдуард Кийко: Как ГОСТ повлияет на рынок частных и прокатных СИМ

  • Цель ГОСТа — повышение безопасности ЭСИМ с помощью введения обязательных технических требований.
  • Стандарты ГОСТ не распространяются на механические самокаты, самокаты с сиденьями, а также устройства, которые развивают скорость больше 25 км/ч. Подробнее — в слайде презентации.

  • Несмотря на то, что в России применение ГОСТов добровольно, существуют случаи, когда стандарты необходимы. К ним относятся публичное заявление о соответствии продукции ГОСТу, он указан на маркировке в эксплуатационной или иной документации и когда устройства маркированы знаком национальной системы стандартизации.

Дмитрий Чуйко: Взгляд бизнеса на регулирование отрасли

  • Сегодня регуляторику необходимо доработать на локальном уровне в маленьких городах. Так операторы смогут четче понимать работу парковочных мест, что очень важно в том числе и с принятием поправок в ПДД.
  • Актуальные варианты регулирования отношений операторов и городов: Н.П.А. и оферты. Н.П.А — это Нормативный правовой акт правил благоустройства, который сейчас применяется в Тюмени, Владивостоке, Твери и других городах. Соглашения же закрепляют правила и обязанности города и сервисов при организации работы. Такой формат работает в Москве, Санкт-Петербурге и Перми.

После выступления экспертов на первом треке гости задавали вопросы. Один из них — Нет ли проблемы с перегрузом города электросамокатами в частности в Санкт-Петербурге?

«Если самокатов будет минимальное количество, то операторы не будут получать запланированный доход. Сейчас эта так называемая проблема решается за счет присутствия в спальных районах — центр не страдает, хотя раньше наблюдался перевес. Сейчас изменилось транспортное поведение пользователей: самокаты теперь используют не просто для развлечения, а как полноценный вид транспорта. Регулирование передвижений на СИМ выгодно и сервисам. Флот самокатов может расти только, если достаточно городских парковок. Иначе же это считается нарушением».

Дмитрий Ваньчков, заместитель руководителя комитета по транспорту Санкт-Петербурга

«У операторов так много самокатов, потому что у жителей городов есть спрос. Вдобавок сервисы расширяются с каждым годом. Безусловно, пешеходы должны иметь возможность продолжать жить жизнь. Для этого, например, работает большое количество парковок, а также сотрудники сервисов, которые отслеживают соблюдение правил и помогают пользователям».

Дмитрий Чуйко, основатель Whoosh