Наш канал в Телеграм

Забастовки, нефтяной кризис и забота о детях: как Амстердам становился велосипедной столицей мира

Разбираемся в велосипедной истории города и его инфраструктуре сегодня

В Нидерландах основная часть городского движения приходится на велосипеды: на них добираются на работу, ездят в магазины, отправляются целыми семьями на пикники. Велосипедов в стране даже больше, чем жителей: 23,4 миллиона против 17,5 миллиона (2021 год). В Амстердаме, по разным оценкам, приблизительно 800 000 велосипедов — 63% жителей столицы ежедневно используют байки как средство передвижения.

Кажется, будто велосипеды были в культуре страны всегда, но еще в конце XX века все было по-другому — машины, бензин и переделка инфраструктуры под автомобилистов. Все изменилось из-за желания граждан дышать чистым воздухом, не зависеть от цен на топливо и обезопасить детей. Рассказываем, как Амстердам стал «велосипедной столицей мира».

Источник: dutchreview.com

Велосипеды были признаком статуса — на них ездили даже члены королевской семьи

Первые велосипеды появились в Нидерландах еще в 1820-х годах. Тогда они не были популярными и считались скорее эксцентричным способом передвижения богатых людей. Позже к «богачам» подключилась и молодежь, для которой велопрогулки были лишь видом досуга. Только когда в 1870-х годах появился пенни-фартинг (один из первых массовых видов концептов байков), велосипеды стали заметнее на улицах. Однако до звания «велосипедной столицы Европы» Амстердаму было еще далеко.

Пенни-фартинг
Источник: Wikimedia Commons

К началу XX века популярность велосипедов продолжала расти: в городах их было гораздо больше, чем автомобилей, а владение байком считалось одним из признаков успеха. К кампании по популяризации велосипедов подключился даже Королевский голландский туристический клуб (ANWB). Он рекламировал байки как способ передвижения для рядовых жителей городов. На возросшую популярность повлияли также и низкие затраты на техническое обслуживание, а позже — появление новых модификаций велосипедов, управлять которыми становилось все проще.

В 1936 году голландская принцесса Юлиана и немецкий принц Бернард после обручения проехали на велосипеде по саду дворца Нордейнде. Такая тематическая фотосессия стала первым появлением пары в прессе — газеты прозвали принцессу «Велосипедной королевой».

Принцесса Юлиана и принц Бернард на тандем-велосипеде

Любить велосипеды жителям Амстердама не мешало даже отсутствие инфраструктуры. Сейчас может показаться, что в городе всегда были велодорожки, но это совсем не так. Еще в 1950-х годах огромные потоки велосипедистов передвигались без необходимой инфраструктуры: и медсестры, и офисные работники, и даже семьи с детьми.

После войны автомобили вытеснили велосипеды, но ненадолго

Ролик выше снят в 1950 году. На нем уже заметны автомобили — именно в то время они начали постепенно вытеснять велосипеды. После Второй мировой войны США запустили План Маршалла, по которому они выделили Европе 13 миллиардов долларов на восстановление. Вместе с деньгами в Европу хлынул и огромный поток американских товаров, в том числе автомобилей. Экономика постепенно восстанавливалась, доходы населения росли и позволяли жителям городов покупать машины, которые к тому моменту стали считаться символом прогресса и транспортом будущего.

Реконструкция улиц Амстердама для автомобильных потоков

Из-за возросшей популярности автомобилей правительство запустило кардинальную реконструкцию Амстердама — под места для авто уничтожали целые кварталы. С каждым годом использование велосипедов как средства передвижения сокращалось приблизительно на 6%.

График велосипедных прогулок в Амстердаме с 1920 по 1990 год

Растущий трафик со временем привел к новым проблемам. С распространением машин число ДТП неуклонно росло, в особенности в период с 1945 по 1970 год. Антирекордным стал 1971 год, когда в ДТП погибли 3 300 человек (из них 400 детей). Такая ситуация привела к протестам инициативных групп, самой яркой из которых была Stop de Kindermoord («Остановите убийство детей»). Ее первым президентом стал бывший депутат Европарламента Нидерландов Маартье ван Путтен. В 70-х годах его члены проводили велосипедные демонстрации, занимали места ДТП и перекрывали улицы — все для безопасной жизни детей.

Кампания Stop de Kindermoord получила субсидии от правительства Нидерландов и подготовила концепцию нового вида улиц (woonerf) с лежачими полицейскими и поворотами. Они не позволяли машинам стремительно разгоняться и отдавали приоритет пешеходам и велосипедистам. Улица были спроектированы без четкого разделения на пространство для людей и авто (без сплошного бордюра), поэтому владельцы машин вынуждены были сбавлять скорость и двигаться с осторожностью. Сейчас такую концепцию мало где используют, но в некоторых городах Нидерландов она до сих пор котируется.

Протесты жителей Амстердама. 1970-е годы
Источник: bicycledutch.wordpress.com

В 1973 году страна столкнулась с кризисом: из-за поддержки Израиля в войне Судного дня Саудовская Аравия и другие арабские экспортеры нефти ввели эмбарго против США, Великобритании, Нидерландов и других западных стран. Нефть подорожала в четыре раза, после чего правительство Нидерландов призвало граждан поменять образ жизни ради экономии энергетики — в частности, пересесть с автомобилей на велосипеды. Тогда же власти объявили акции: по воскресеньям в городах запрещалось движение автомобилей, и жители могли свободно гулять по пустым автомагистралям.

На фоне этого волна любви к велосипедам снова возродилась. Позже Гаага и Тилбург станут городами-экспериментаторами, которые построят первые велосипедные дорожки. Именно тогда они приняли свой узнаваемый сегодня красный цвет.

Амстердам сегодня: велодорожки, паркинг, затопление каналов байками

Общая протяженность велодорожек в Нидерландах — порядка 35 400 километров. Система устроена так, что на велосипеде можно устроить путешествие из одной части страны в другую и при этом не выезжать на автомобильные дороги. Существуют даже специальные GPS-приемники (к примеру, Garmin Edge), способные прокладывать маршрут только по велодорожкам.

Как правило, дорожки отделены от тротуаров и проезжих частей. На них установлены светофоры и указатели для велосипедистов, нанесена четкая разметка, а также предусмотрены «дублеры» полос с двух сторон дороги — попасть в аварию, вылетев на «встречку», не получится.

Проезжая часть в Амстердаме. Для велосипедистов — «дублеры» полос с двух сторон дороги
Источник: biketoeverything.com

Если переводить количество ежедневных поездок в Нидерландах в проценты, то на долю Амстердама приходится 38%. В офисах даже устанавливают душ для сотрудников, которые добирались на работу на велосипеде.

В крупных городах страны есть должности «государственных служащих по велосипедным перевозкам», в обязанности которых входят поддержка и улучшение инфраструктуры. Речь не только о велодорожках, но и о велопарковках. Они есть практически возле каждой станции или остановки общественного транспорта — не только обыкновенная рама, но и крытый навес или подземный паркинг. И хотя обычно стоянки бесплатны, жители не всегда ими пользуются — часто можно увидеть байки, пристегнутые, например, к перилам магазинов.

В Амстердаме ситуация с велосипедами осложняется обилием каналов — в городе их 165. Неправильная парковка и сложные погодные условия приводит к тому, что ежегодно в воде оказываются от 12 000 до 15 000 велосипедов. Городское водное управление Waternet поднимает их со дна каналов с помощью специальной баржи, на которой установлен кран с клешней. Собранные байки продают на металлолом или ремонтируют.

Источник: alamy.com

И тем не менее власти не сдаются и борются с затоплением каналов. В январе 2023 года в городе открыли подводную велопарковку на 7 000 мест: 6 300 — для личных велосипедов, 700 — для прокатных. Стоянка на одни сутки бесплатная, далее — 1,35 евро в день. Архитекторы даже обустроили парковку прямыми выходами к вокзальным перронам и метро, чтобы людям не нужно было проходить через улицу.

Байкшеринг по-нидерландски

Для жителей Амстердама и для туристов, которые хотят посмотреть город и почувствовать себя настоящим нидерландцем, активно работают сервисы аренды. Узнать шеринговые велосипеды можно по ярким цветам.

Для проката велосипеда понадобятся деньги и любой документ с фотографией — например, паспорт или водительское удостоверение. Стоимость аренды зависит от модификации байка. Если хочется сэкономить, то можно взять велосипед с одной скоростью и ножными тормозами. Существуют также модели, оборудованные для двоих или перевозки детей, но ценник на них выше в 2-3 раза. Также в аренду нужно закладывать залог или страховку – без них сервисы не работают, поскольку в Амстердаме очень высок риск кражи велосипедов.

Байкшеринг Green Budget Bike
Источник: pxhere.com

Во сколько примерно все обойдется?

  • Сутки — 9-18 евро.
  • Дополнительная страховка от кражи — 3-5 евро.
  • Залог — 300-400 евро. При оформлении страховки от кражи — от 40 евро.
  • Ремонт в случае поломки во время аренды — до 55 евро (в зависимости от серьезности повреждений). Например, если клиент повредил велосипедный замок, то заплатит за него приблизительно 25 евро, а за цепь — 20 евро.

Что с велосипедным движением сегодня

Если коротко, то в Нидерландах сохраняется тренд на развитие велодвижения. Все чаще появляются велосипедные улицы, по которым ездить можно только на байках. Продолжается развитие сети велосипедных скоростных маршрутов, соединяющих небольшие населенные пункты и дающие владельцам байков приоритет при пересечении автомагистралей. С 2015 года построено более 650 километров таких маршрутов.

Источник: bicycledutch.wordpress.com

Еще один тренд: повышение безопасности всех участников городского движения. На фоне роста популярности электровелосипедов власти предлагают ограничение скорости до 20 км/ч (сейчас она может превышать 30 км/ч). Это поможет снизить риски столкновений: в 2022 году водители электрических байков попадали в 74 ДТП в Амстердаме, что вдвое превышает показатель 2021 года.

Кроме того, к запуску готовится пилотный проект по перемещению быстрых электровелосипедов с обычных дорожек на дороги — если велосипедист хочет продолжать движение на высокой скорости.

«Более быстрым велосипедистам будет рекомендовано либо ездить на велосипеде по дороге, либо снижать скорость на велосипедных дорожках, что должно повысить безопасность движения».

Мелани ван дер Хорст, министр дорожного движения Амстердама