С 1 марта 2023 года в силу вступят поправки с новыми правилами дорожного движения для СИМ: электросамокатов, электроскейтбордов, гироскутеров, сигвеев, моноколес и других средств индивидуальной мобильности. Они получают правовой статус и по закону становятся транспортными средствами. Рассказываем, что изменится для пользователей городских и личных самокатов.
Изменения: зачем нужны пользователям и городу
С каждым годом кикшеринг становится все популярнее в России: за 2022 год на арендованных самокатах пользователи совершили больше 26 млн поездок, в 3 раза больше, чем в 2021. При этом в ПДД просто отсутствовали правила перемещения на электросамокатах и обозначение их статуса. Например, в Казани пользователю электросамоката выписали штраф за езду по велосипедной дорожке. Было непонятно, где можно ездить и кто кому должен уступать дорогу: водитель самоката пешеходу или наоборот.
Авторы поправок считают, что новые правила сделают дорожное движение безопаснее и комфортнее для всех: автомобилистов, пользователей СИМ, пешеходов. Они продолжают тренд на развитие альтернативы личному автомобилю и общественному транспорту при поездках на расстояния до 5 километров. Если раньше нужно было идти на остановку, ждать автобус, ехать на нем со всеми остановками и пересаживаться на метро, то теперь около дома можно взять в аренду электросамокат и добраться до метро без пересадок. Это может сократить среднее время в пути на 15 минут.
Где можно ездить и на каком самокате
Раньше пользователи СИМ приравнивались к пешеходам и могли двигаться только по тротуарам. Теперь их разделяют на три категории, от которых зависит, как и где можно ездить.
- Детям до 7 лет разрешено ездить только по пешеходным дорожкам в сопровождении взрослых.
- Детям от 7 до 14 лет разрешено ездить самостоятельно только по пешеходным и велосипедным дорожкам.
- Пользователи старше 14 лет в первую очередь должны ездить по велосипедным дорожкам. Если их нет — то по пешеходным. При этом самокат должен весить меньше 35 кг, а движении пешеходов в приоритете — им нужно уступать.
Если велосипедных и пешеходных дорожек нет, допускается движение по обочине.
Двигаться по правому краю проезжей части можно, только если нет обочины, вело- и пешеходных дорожек. При этом на дороге должно быть разрешено движение велосипедистов и стоять ограничение 60 км/ч. Если вы не увидели этих знаков, на дорогу лучше не выезжать — будет штраф.
Требования для самокатов тоже есть. На СИМ должны быть установлены:
- Звуковой сигнал, чтобы избегать аварий;
- Светоотражатели белого цвета спереди, оранжевого или красного с боков и красного сзади, чтобы водители видели пользователя СИМ в темноте;
- Фонарь белого цвета спереди, чтобы освещать дорогу;
- И, конечно же, тормоза.
Регулирование и штрафы: кто накажет и как
За соблюдением новых ПДД будут следить сотрудники патрульных служб Госавтоинспекции. Они получили право останавливать водителей СИМ и выписывать штрафы:
- 800 руб. (ст. 12.29 КоАП): езда вдвоем на одном самокате, превышение скорости (более 25 км/ч), выезд на дорогу со знаком «Движение СИМ запрещено».
- 1000 руб. (ст. 12.30 КоАП): выезд на дорогу с ограничением скорости 60 км/ч.
- 1000—1500 руб. (ч. 2 ст. 12.30 КоАП): причинение вреда здоровью человека легкой или средней тяжести по неосторожности.
- 1000—1500 руб. (ч.3 Ст. 12.29 КоАП РФ): езда в нетрезвом состоянии.
Страховка: какие есть у операторов и что в них входит
Когда вы арендуете самокат в сервисах (Whoosh, Юрент, Яндекс Go и другие), на время поездки действует базовое страхование. В случае, если произошло столкновение с третьим лицом, ущерб ему компенсируют за счет сервиса.
Также перед поездкой в приложении вы можете оформить расширенное страхование. В него, помимо компенсации ущерба третьему лицу, входит страхование жизни, здоровья и имущества самого пользователя электросамоката. К примеру, если вы попадете в аварию, помнете чье-то авто, разобьете свой телефон и сломаете руку — за ущерб заплатит страховая компания.
В Whoosh дополнительная страховка стоит 20 руб. для одной поездки, в Юрент — 35 руб. В Яндекс Go в поездку на самокате включено автоматическое страхование жизни и здоровья — пользователя и окружающих.
На владельцев личных СИМ не распространяется обязанность по страхованию гражданской ответственности (ОСАГО).
Что делать, если въехал в автомобиль или в пешехода
Если вы попали в аварию с пешеходом, автомобилем или автобусом на своем или арендованном самокате, следуйте инструкции:
- Если есть травмы, вызовите скорую помощь по телефону 103.
- Вызовите Госавтоинспекцию по номеру 102. Если вы на арендованном электросамокате, также напишите в службу техподдержки оператора. Оператор сервиса поможет убрать самокат и расскажет, как получить компенсацию.
- После вызова Госавтоинспекции оставайтесь на месте. Отъезд с места ДТП будет отягчающим обстоятельством, если пострадавший обратится в суд.
- Когда Госавтоинспекция приедет, расскажите, что произошло — инспектор составит протокол и даст вам на подпись.
- Получите медицинское заключение о травмах, если они были в результате столкновения — это тоже может пригодиться в суде.
Ситуационный центр СИМ: что это и зачем нужен
За 2022 год количество прокатных самокатов выросло в 1,6 раза до 40 тысяч (из них большая часть – в Москве). Чтобы координировать работу шерингов и не перегружать парковки, московский ЦОДД запустил ситуационный центр. Вот какие задачи он будет решать:
- Управлять единой базой данных парковок, медленных зон с ограничением скорости;
- Анализировать использование существующей сети парковок и предлагать способы ее улучшения;
- Выявлять избыточное скопление самокатов на парковках, сообщать о них операторам;
- Координировать работу сервисов при проведении массовых мероприятий и в случае ЧП;
- Рассматривать предложения по улучшению работы сервисов на территории города.
Создание ситуационного центра позволит выявлять перегрузы на парковках самокатов по всей территории города, и сделать сервис еще удобнее и комфортнее для жителей города.