Наш канал в Телеграм

Новые ПДД для самокатов: простыми словами о штрафах и правилах

Объясняем в картинках

С 1 марта в силу вступили поправки в ПДД для СИМ: электросамокатов, гироскутеров, моноколес и других средств индивидуальной мобильности. Кратко рассказываем, что нужно знать пользователям городских и личных электросамокатов, чтобы не попасть на штрафы.

Новый статус СИМ

СИМ по закону станут транспортными средствами, как, например, велосипед. Это позволит привлекать пользователей к административной ответственности.

Запреты

Штраф — 800 рублей (ст. 12.29 КоАП)

В сервисах аренды уже действовали ограничения скорости: на арендованных самокатах разогнаться больше 25 км/ч не позволяет встроенный ограничитель. А в медленных зонах (в скверах, парках, дворах) самокат автоматически снижал скорость до 5-15 км/ч. Теперь ограничения добавили в закон: при скорости выше 25 км/ч управлять самокатом трудно, а последствия аварии могут оказаться серьезнее.

Штраф — 800 руб. (ч.2 ст. 12.29 КоАП)

Теперь на одном самокате нельзя ездить сразу двоим пользователям. Сервисы и раньше вводили это правило, но теперь запрет закреплен в законе. Для этого есть следующие причины:

  • Самокат рассчитан на одного: если на него встанут двое или трое, он может сломаться во время поездки.
  • При перевесе управлять самокатом намного сложнее: легко потерять равновесие даже на плавных поворотах, а любая неровность будет угрожать падением.
  • При падении вдвоем или втроем травмы могут быть серьезнее, чем если упадет один человек.

Штраф — 800 руб. (ч.2 ст. 12.29 КоАП)

Такое правило уже действовало для велосипедистов, а теперь появилось и для водителей СИМ. На нерегулируемом пешеходном переходе водитель автомобиля может не успеть среагировать на человека, который едет на СИМ. Если вы переходите пешком, то всегда находитесь в зоне видимости водителя и не создаете помех другим пешеходам.

Штраф — до 1500 руб. (ч.3 ст. 12.29 КоАП)

Раньше ДПС могли штрафовать водителей электросамокатов мощностью более 250 Вт. Самокаты с такой мощностью приравниваются к мопедам, а водителей за езду в нетрезвом виде могли даже лишить водительских прав. Теперь в законе прописан штраф конкретно для СИМ, у которых мощность ниже.

Где теперь можно ездить: дети и подростки

Штраф – до 1500 руб. за причинение по неосторожности вреда здоровью человека легкой или средней тяжести (ч.2 ст. 12.30 КоАП). Административную ответственность за детей до 16 лет несут родители.

Раньше пользователи СИМ приравнивались к пешеходам и могли двигаться только по тротуарам. Теперь они разделяются на возрастные категории, от которых зависит, как и где можно ездить. Две из этих категорий относятся только к детям:

  • До 7 лет. Нельзя двигаться по велосипедным дорожкам, тротуарам и автомобильным дорогам – только по пешеходным дорожкам в сопровождении взрослых.
  • От 7 до 14 лет. Можно ездить по пешеходным и велосипедным дорожкам, нельзя – по обочине или правому краю дороги.

Где теперь можно ездить: взрослые

Штраф – 800 руб. за выезд на дорогу со знаком «Движение СИМ запрещено» (ст. 12.29 КоАП)

Для пользователей старше 14 лет установили приоритет зон движения. Если есть велодорожки – нужно ездить по ним. Если их нет – по пешеходным дорожкам, уступая пешеходам (вес самоката при этом должен быть меньше 35 кг).

Если пешеходных и велодорожек нет, можно ездить по обочине. Если нет даже обочины, можно выезжать на правый край проезжей части (но только если скорость ограничена 60 км/ч и разрешено движение велосипедистов).

Ситуационный центр СИМ: что это и зачем нужен

За 2022 год количество прокатных самокатов выросло в 1,6 раза до 40 тысяч (из них большая часть – в Москве). Чтобы координировать работу сервисов и не перегружать парковки, московский ЦОДД запустил ситуационный центр. Вот какие задачи он будет решать:

  • Управлять единой базой данных парковок, зон ограничения скорости и районов с ограничением скорости;
  • Анализировать использование существующей сети парковок и предлагать способы ее улучшения;
  • Выявлять избыточное скопление самокатов на парковках, сообщать о них операторам;
  • Координировать работу сервисов при проведении массовых мероприятий и в случае ЧП;
  • Рассматривать предложения по улучшению работы сервисов на территории города.

Создание ситуационного центра позволит выявлять перегрузы на парковках самокатов по всей территории города и сделать сервис еще удобнее и комфортнее для жителей города.

Иллюстрации к посту выполнила Лизавета: https://www.behance.net/livetta