Основатели кикшеринга Юрент Иван Туринге и Андрей Азаров дали интервью изданию Ведомости. Рассказываем главное.
Новый термин — средства индивидуальной мобильности и другие поправки в ПДД. Что это значит для кикшеринговых сервисов?
Новые правила похожи на те, которые сейчас действуют для велосипедистов. Например, люди, которые пользуются личными самокатами мощностью до 250 Вт, не почувствуют ограничений — так же как и пользователи шеринговых. Как правило, устройства мощностью более 250 считаются мопедами: для езды на них требуются шлем и права категории «М».
Также во второй части закона прописано ограничение по скорости для электросамокатов — до 25 км/ч вне зависимости от мощности. Иван Туринге и Андрей Азаров считают это правильным. Скорее всего, закон сможет сделать жизнь проще именно для жителей регионов — там, где пока нет отдельного регулирования.
О принципах регулирования работы кикшерингов в России и других странах
Законодательство, регулирующее работу кикшерингов, есть не во всех странах. Например, в Англии до 2020 года (время ковида) вовсе были запрещены электросамокаты. А Хельсинки скопировали соглашение городских властей Санкт-Петербурга с шеринговыми компаниями.
Что касается России, то некоторые города все еще не принимают шеринговые электросамокаты. К примеру, выделяют парковки по принципу мест общественной торговли — всего несколько квадратных метров.
«Самокатный мир в целом развивается между полным хаосом с точки зрения парковок в Европе и замками в России. Но мы уже практически пришли к золотой середине: нельзя бросать самокат, где хочешь, но есть виртуальные парковки и выделенные зоны для катания. Сейчас в Москве около 10 000 парковок».
О краденых электросамокатах
Как правило, ворованные электросамокаты либо просто прячут, либо выставляют на Авито или продают на запчасти. По словам Ивана Туринге, главная цель — не найти самокат, а придумать способы по предупреждению краж. В 2022 году Юрент уменьшил число краж в 10 раз (по сравнению с 2021).
О штрафах для пользователей
В Юрент существует система штрафов. Например, за выезд на самокате из Сочи в Абхазию. Это расценивается как пересечение государственной границы, что влечет штраф в 25 000 рублей. По словам Андрея Азарова, уровень культуры вождения самокатов, например, в Москве намного выше нежели в Европе. Одна из причин — страх российских пользователей повредить частное имущество.
В целом, сделано многое, чтобы предотвратить нарушения. К примеру, нельзя превысить скорость — самокат не даст разогнаться выше положенного (в зависимости от зоны). Также нельзя нарушить правила парковки — оставить электросамокат за ее пределами не позволит GPS-трекер.
Регулирование работы кикшерингов в России часто опережает развитие этой сферы в Европе. Например, перемещением самокатов в нужные места в Юрент занимается целая группа скаутов. В Англии же это появилось только в прошлом году.
Об инвестициях
В 2021 году инвестпрограмма Юрент составила около 1 млрд руб.
- 15 млн руб. — парковки;
- около 100 млн руб. — инфраструктура, безопасность и консультанты, которые учат клиентов пользоваться самокатами.
В 2022 году было инвестировано порядка 1,5 млрд руб. Из них 200 млн ушло на парковки и безопасность, куда входит обучение школьников старших классов езде на электросамокатах.
О российских поставщиках
Иван Туринге рассказал, что процесс поиска российских поставщиков электросамокатов до сих пор идет. Сейчас активно создаются расходники (прокладки, резинки, пластики): Юрент запустил в Краснодаре собственную лабораторию, где более 30 3D-принтеров сами печатают простые комплектующие. Также компания нашла ребят из Екатеринбурга — благодаря их технологиям качество некоторых запчастей стало выше заводского.
Российские аналоги электросамокатов иностранных производителей пока не испытаны временем, поэтому их пока не используют. В то же время на китайских самокатах сейчас ездят по всему миру: миллиарды людей, комфорт в эксплуатации и использовании.
О маленьких игроках на рынке
Маленьких сервисов кикшеринга сейчас стало меньше — рынок стремится к консолидации. Бывают случаи, когда локальные сервисы вырастают в своих родных городах. Андрей Азаров отмечает: «это похоже на рынок сотовой связи в начале нулевых. Он растущий, есть большая тройка, есть маленькие локальные игроки». Небольшие сервисы с парком в 50–100 самокатов могут долго существовать только в регионах с маленьким наслением. У Юрента же есть цель стать частью инфраструктуры.
О подписке надолго
Сейчас команда сервиса тестирует продукт «Твой Юрент», куда включены самокат, зарядка к нему, услуги ремонта или замены устройства. Стоимость составит 3 500 руб. Также Юрент работает над месячной подпиской.
О запусках в других странах
Для Юрента по-прежнему основной рынок — российский, и здесь есть куда расти. Однако компания хочет развиваться и там, где нет технологий микромобильности, но они могут быть востребованы. Например, большой интерес представляют страны с круглогодичным сезоном.
«Пока это дискавери. Проблема не только в наличии велоструктуры. Не только транспорт, но и приложение, серверы влияют на возможности развития нашего сервиса. Нужно понимать, что, например, российский финтех – самый лучший в мире, и, когда ты окунаешься в другие страны, понимаешь, что у нас все это было 5–7 лет назад. Страны в регионе очень разные. В общем, у нас нет ограничений в голове, что куда-то мы не пойдем. Мы пойдем туда, где возможен быстрый запуск. Но в современном мире очень сложно делать какие-то долгосрочные прогнозы».
О финансировании
Пока Юрент не рассматривает выход на IPO — компания выбирает другие способы привлечения финансирования. Андрей Азаров отметил, что быть частной компанией удобнее: это предполагает больше гибкости в условиях быстро развивающегося рынка. Инвесторы проявляют интерес к Юренту, хотя несколько лет назад все было по-другому.
Сейчас между игроками в Москве, например, нет особых отличий. Поэтому их создают. Например, у Яндекса своя экосистема, а Whoosh вышел на IPO.
«Нам нравится быть частью экосистемы МТС, и вообще мы любим партнерства, поэтому будем продолжать пробовать предлагать пользователям разные подписные механики и другие интересные интеграции. Постараемся вас удивить в новом сезоне – как самокатами, так и продуктовыми партнерствами».