На площадках вышел новый эпизод подкаста «Куда мы катимся». Здесь мы говорим с предпринимателями, владельцами компаний и экспертами о транспорте, технологиях и сервисах, которые делают нашу жизнь лучше.
В этом выпуске издатель «Трушеринга» Юрий Николаев обсудил с генеральным директором кикшеринга «Юрент» Иваном Туринге выходы на новые города, конкуренцию, «дорогие» тарифы и прогрессивную Москву. Главное из разговора двух СЕО.
Шаг в шеринг
У Ивана Туринге уникальный опыт на рынке — руководство сервисами каршеринга и кикшеринга одновременно. Первым проектом нынешнего гендира Юрента стал сервис проката автомобилей премиум-класса в Москве. До 2015 года в России арендовать машины такого сегмента можно было только с водителем: компания Туринге и партнеров первыми запустила аренду без них.
Далее 2016 год — «бум» шеринга в России. В стране появились значимые каршеринговые игроки с развитыми платформами. Иван Туринге совместно с партнером Андреем Колесником (сейчас — основатель «Юрент» и разработчиком Андреем Калининым (сейчас — директор по IT «Юрент») начали изучать бизнес-проекты крупных сервисов и запустили свой каршеринг — URentCar. Прокат работал исключительно на юге России.
«У нас не было планов выйти в города-миллионники. Наша бизнес-модель всегда была направлена на то, чтобы получать прибыль. Но бизнес-модель остальных — на то, чтобы расти, привлекать пользователей и в дальнейшем продаться какому-нибудь стратегу. Позже на юг зашли и другие сервисы: BelkaCar и YouDrive».
Команда URentCar сразу поняла, что в этом случае экономика может не сходиться и надо пробовать себя в других направлениях бизнеса. Ребятам «зашел» шеринг, и было принято решение остаться в этой сфере. Начался анализ иностранных рынков. Например, тогда в Китае набирал популярность прокат велосипедов. В 2018 году Иван Туринге, Андрей Колесник и Андрей Калинин запускают новую платформу для байкшеринга и закупают первые 300 велосипедов для городов на юге страны.
«Нужно пользоваться, а не владеть», — уверен Иван.
«Юрент»: от велосипедов к самокатам
К электросамокатам «Юрент» пришел буквально за два месяца — уже в ноябре 2018 года на набережной Адлера появились первые 50 единиц. На момент запуска велосипеды компании уже были адаптированы: собственная платформа, а вместо замков — собственная система начала аренды.
«В это время была стагнация московских игроков, и мы начали их выкупать. Нам нужен был парк. Парк просто так нигде нельзя было “купить” — в магазинах не было такого количества самокатов. [...] В первую очередь мы обратились к московским игрокам. Этим мы начали насыщать рынок побережья. Та же бизнес-модель, с которой мы оставались с каршерингом: мы не хотели никуда идти. Побережье: мы здесь отлично работаем, зарабатываем, еще и длинный сезон».
Иван вспоминает, что в 2018 году самокаты все еще были только развлечением, не транспортом. На первом этапе запуска к ним мало кто подходил, потому что пользователи не осознавали — можно взять самокат, скачать приложение и просто поехать.
Как устроен операционный бизнес «Юрент», или кто «разгребает» валяющиеся самокаты
Сейчас общий российский парк самокатов «Юрент» насчитывает 80 тысяч единиц, но Москва все еще остается примером для подражания. Один из лучших показателей — порядок на улицах. Для того, чтобы самокаты всегда стояли ровно на своем месте, «Юрент» инвестирует в так называемых скаутов. Их задача не только поднимать валяющиеся самокаты, но и перемещать их между парковками, чтобы самокаты всегда были в местах повышенного спроса (например, утром, когда все едут к метро — в спальных районах, и у метро и остановок вечером, когда все едут от них).
Кроме того, компания вкладывается и в обучение пользователей езде на самокатах. Иван Туринге уверен, что этот вид транспорта — абсолютно безопасен, главное, научиться управлять устройством и не нарушать правила безопасной езды.
В расчете на каждую тысячу самокатов приходится 30-40 человек, которые их обслуживают. В общем количестве отрасль кикшеринга уже создает столько рабочих мест, что это сопоставимо с населением небольшого города России.
Сейчас «Юрент» тестирует беспилотные электросамокаты и разрабатывает совместно с МТС собственный IoT-трекер.
«Это только начало. Опять же, я думаю это перспектива в горизонте трех-четырех лет. Конечно, беспилотные самокаты удобны для операционки: его не надо заряжать — он сам зарядится и поедет, а также скажет, что у него “болит”».
Зависимость от Китая и производство комплектующих в России
Весной этого года команда «Юрент» запустила процессы по улучшению вариантов ввоза техники в Россию. Сейчас проблем с импортом устройств и оплатой нет. Однако «Юрент» старается хеджировать риски, — рассказывает Иван.
Наличие части комплектующих деталей для ремонта самокатов обеспечивается за счет собственного и локального производства.
Ранее мы подробно рассказывали, как Юрент ремонтирует электросамокаты:
«Еще в прошлом году мы понимали, что любые расходные материалы, которые часто изнашиваются и выходят из строя, — долго заказывать, долго ждать. Мы наладили свое производство. Сделали полноценную лабораторию 3D-печати. Причем и материалы мы улучшили — они стали более стойкие. Ну, и плюс сотрудничаем с ребятами из России, которые также производят нам запчасти».
Города
В городах должна быть базовая инфраструктура для полноценной работы шеринговых сервисов, — уверен Иван. Под «базой» понимают хотя бы тротуар, который позволяет нарисовать линию, отделяющую основную часть от импровизированной велодорожки.
«Все равно приходится инвестировать в инфраструктуру. Те парковки, которые вы видите в столице, это заслуга операторов в том числе — не только Дептранса Москвы. Далее парковки мы передаем на баланс города: мы совместно работаем над развитием инфраструктуры. Они пригождаются и обычным горожанам. На парковках в спальных районах жители могут пристегивать, например, свои велосипеды, а не делать это на перилах у метро».
Что могут сделать города для развития кикшеринга:
- Лояльность. Позволить кикшерингам развивать самокаты как часть городского транспорта. Самокаты — это безопасно. Самокаты — это транспорт.
- Согласие администрации городов на совместное создание инфраструктуры. Новые возможности и участие операторов в этом процессе.
- Развитие в городе «базовой» инфраструктуры: хороших и широких тротуаров.