Эксперты дата-аналитического блога ЦОДД Развязка изучили, как москвичи пользовались самокатами весной 2021 года, а также как погода и дорожно-транспортная инфраструктура влияли на поездки. Редакция Развязки провела для Трушеринга эксклюзивное исследование, на базе которого можно судить не только о кикшеринге весной, но и вообще о сценариях пользования прокатом.
Влажность, облака и асфальт: какие факторы влияют на популярность самокатов
Погода
ЦОДД выявили несколько погодных факторов, из-за которых москвичи реже ездят на самокатах:
- непривычно высокая температура, например, 30 °C в мае;
- низкая температура, равная 12 °C или ниже;
- осадки, даже моросящий дождик сказывается на количестве поездок;
- сильная пасмурность, или 10 баллов облачности;
- высокая влажность, 80% и выше.
Ветер на популярности самокатов почти не сказывается. Так, 25 апреля сильные порывы ветра повлияли на востребованность кикшеринга значительно меньше, чем дождь, высокая влажность и облачность 24-го.
Есть исключения. На набережных Москвы-реки погодные условия практически не сказываются на аренде самокатов. Там устраивают длительные заезды, даже когда на улице прохладно, облачно, ветрено и дождливо.
В выходные дни в среднем совершается на 7–11 тыс. поездок больше, чем в начале недели.
Зависимость от дня недели и погоды хорошо заметна и по количеству маршрутов длиннее 25 км. Если в прохладном апреле большие расстояния преодолевали не более четырёх самокатов в день, то в мае число долгих поездок выросло вместе с температурой. В дождливые дни самокатчики почти не ездили далеко даже по выходным. А вот в сухие и тёплые пересекали целые районы или вообще округа.
Самые популярные дни. Весной пик популярности кикшеринга пришелся на 22 и 23 мая. Это были теплые безветренные выходные с температурой около 18 °C и без осадков.
Инфраструктура
Востребованность самокатов связана не только с погодой, но и с инфраструктурными особенностями маршрутов. ЦОДД выявили общие инфраструктурные черты популярных московских маршрутов.
- Просторные дороги. Например, много ездили на Волхонке и у парка Музеон, где пешеходные зоны увеличили до 10 метров.
- Предсказуемые маршруты, по которым можно без проблем доехать до предполагаемой цели. Например, Садовое кольцо. Если ехать не сворачивая, по пути точно попадётся метро.
- Устойчивое покрытие, в первую очередь плитка или асфальт. При этом наличие обособленных полос для движения самокатов и велосипедов не слишком влияет на выбор пути.
По прямой, по кольцу и по арке: как и где чаще всего перемещаются самокаты
Бесспорные лидеры среди маршрутов — удобные и просторные улицы в центре:
- Кремлёвское кольцо, Бульварное кольцо и Садовое кольцо;
- набережная Москвы-реки и мосты;
- проспекты и улицы с широкими тротуарами;
- улицы с исторической застройкой.
В центре города самокаты перемещались:
- по прямой линии;
- по закольцованным маршрутам;
- по «арке».
Вероятно, к этому подталкивала сама застройка Москвы: прямые проспекты и набережные, повороты Кремлёвского, Бульварного и Садового кольца, сеть переулков между крупными улицами.
У бизнес-центров
Выбор конкретного пути больше зависит от цели самокатчика. Так, поездки на работу ведут прямиком к бизнес-центрам — подобное можно увидеть у нескольких БЦ в Пресненском районе рядом со станцией метро «Улица 1905 года».
А вот развлекательные поездки проходят рядом с офисами, но не всегда ведут к ним напрямую. Самокаты часто проезжают у бизнес-центров около Садового кольца и у Ленинградского проспекта. Это может быть связано с тем, что горожане и туристы нередко фотографируются на фоне бизнес-высоток.
В парках
В них самокатчики выбирают маршруты так же, как и в центре: предсказуемые маршруты с хорошим покрытием. Например, на территории ВДНХ и Главного ботанического сада выделяются два таких маршрута:
- Кольцевая дорога ВДНХ. Чаще всего самокатчики едут по ней никуда не сворачивая — они точно знают, что так через некоторое время вернутся к главным воротам.
- Прямой маршрут от фонтана «Золотой колос» к метро «Владыкино». Чтобы добраться до станции, самокатчики стабильно выбирают прямой асфальтированный путь и не сворачивают на соседние дорожки и тропинки парка с менее удобным покрытием.
В парке Северного речного вокзала, в Сокольниках и Измайловском парке, на Поклонной горе и Ходынском поле тоже выделяются прямые и круговые маршруты по просторным дорогам с асфальтовым или плиточным покрытием.
У Северного речного вокзала четкая прямая линия прорисовывается вдоль благоустроенной набережной Химкинского водохранилища.
«В этом сезоне на прокатных электросамокатах в Москве совершили 26,3 млн поездок — в три раза больше, чем в 2021. Число ДТП с их участием в сравнении с объемом всех поездок — очень низкое. В нашем сервисе мы фиксируем падения, лёгкие травмы и аварии в менее чем 0,001% поездок. На частных самокатах ездят с большей скоростью и нередко двигаются по проезжей части. Прокатные самокаты обычно безопаснее. Так, в нашем сервисе их скорость ограничена 25 км/ч, а в специальных зонах (парках, многолюдных улицах) она еще ниже».
В блоге Развязка аналитики ЦОДД более подробно разбирают различные транспортные темы. Редакция уже выпустила исследования о поездках на СИМ и велопрокате, годовые информационные отчёты о кикшеринге и каршеринге в Москве, а также другие материалы, например, статью о связности Москвы.