Разработчик программного обеспечения Adobe 15 сентября сообщил о покупке графического онлайн-редактора Figma за 20 миллиардов долларов. Эта новость стала главным событием осени для дизайнеров, потому что Figma – сервис, которым ежедневно пользуется большое количество специалистов.
Что такое Adobe и Figma?
История Adobe началась в 1982 году. Первым продуктом создателей Джона Уорнока и Чарльза Гешке было програмное обеспечение для принтеров. Позже появились программы для работы с мультимедийным контентом: Illustrator, Photoshop, Premiere Rro, After Effects и другие. Сейчас Adobe считается одним из лидеров рынка софта для цифровых решений.
Figma – продукт относительно молодой. Одноименная компания, разрабатывающая сервис, появилась в 2012 году, а сама программа запустилась только в 2015. С самого начала Figma воспринималась как главный конкурент Adobe – она полнее по функционалу, но проще в использовании, не требует дорогой техники и удобна для коллективного использования.
Ее создатель, Дилан Филд, заявлял: «Adobe не понимает, как устроена совместная работа, а их Adobe Creative Cloud на самом деле является облаком только по названию». Еще в 2021 году он писал у себя в Twitter: «Наша цель быть Figma, а не Adobe», но уже в 2022 году сошелся с конкурентом и согласился на сделку.
Как Adobe и Figma из главных конкурентов превратились в партнеров?
Дилан Филд объяснил, что перестал видеть в Adobe конкурента и захотел «помочь разработчику развивать креативные инструменты нового поколения». По информации Forbes, Филд и Уоллес владеют примерно по 10% Figma, что сделает каждого из них миллиардером после завершения сделки.
Для Adobe покупка Figma – это поглощение конкурента и возможность привлечь новых пользователей благодаря узконаправленности и популярности онлайн-редактора.
Как отреагировало профессиональное сообщество на сделку?
Для дизайнеров новость стала неожиданной. Реакции были разные: от паники и срочного поиска альтернативы до шуток над ситуацией и создания мемов. Мы поговорили с Иваном Крестовым, преподавателем курса «Основы Figma» на «Нетологии», арт-директором и иллюстратором. Он рассказал, почему Figma так популярна у пользователей, и поделился своими прогнозами на работу сервиса после сделки.
– Почему дизайнеры так любят Figma и чем она лучше других сервисов?
– Первые многоступенчатые проекты вообще начали собираться как раз таки в продуктах Adobe – в основном в Photoshop, в меньшей степени в Illustrator. Постепенно все стали перегонять свои макеты больше в сторону векторной графики, потому что ее проще передавать разработчикам.
Со временем запустился Sketch (векторный графический редактор для macOS), который сильно изменил рынок – появились дизайнеры, которые вообще никогда не открывали ни Photoshop, ни Illustrator. Он упростил все инструменты, оставив только условное создание квадратиков, добавление туда иллюстраций и верстку текста. Но совместно со Sketch приходилось пользоваться еще несколькими инструментами в других программах.
И тут приход Figma. Она, по сути, берет паттерны Sketch и делает две очень крутые вещи: во-первых, инструмент, который доступен на всех платформах, и во-вторых, инструмент, который сразу перегоняет код. Если раньше дизайнер должен был купить себе MacBook, сидеть на трех подписках и очень долго передавать макеты со всеми нюансами, то теперь он рисует в одном месте, из этого же места показывает заказчику, из этого же места показывает разработчику. В этом Figma до сих пор еще никто не переплюнул.
– Как отреагировало профессиональное сообщество на сделку, какие были первые ожидания?
Сделка Figma с Adobe была неожиданностью. Половина комьюнити сразу в шоке начала думать, какие есть аналоги. Но по большей части дизайнеры просто наделали кучу мемов, посмеялись и не придали событию какого-то особого значения.
Вообще, продукты Adobe коммьюнити воспринимаются как неповоротливые мастодонты, в которых можно сделать все, потратив безумное количество времени. Показательный пример – After Effects, очень функциональная программа для видео, но на то, чтобы ее освоить полностью, не хватило практически никого, кроме самих создателей.
Чаще всего, чтобы работать в продуктах Adobe, ты открываешь параллельно туториал и пытаешься воспроизвести то, что там увидел. За счет этого программы Adobe тяжеловесные, требуют хорошего железа и не всегда подходят для начинающих специалистов. Главное опасение было в том, что с Figma произойдет тоже самое. Потому что на само изготовление дизайна, с точки зрения бизнеса, хочется тратить как можно меньше времени, а на креатив и продумывание сценариев как можно больше.
– Какие сейчас перспективы у Figma?
Продукты Adobe распространяются по подписке Adobe Creative Cloud. Основное опасение в том, что Figma присоединится к этой экосистеме. Из-за этого она начнет становиться не браузерной, а, например, десктопной, станут появляться лишние функции, навороты, приложение начнет не так бодро летать на разном железе.
Второе опасение, не такое, на мой взгляд, возможное, связано с конкурирующий продуктом – Adobe XD. Оно заключается в том, что все наработки Figma перекрасятся под Adobe XD и станут экосистемой Adobe. Лично я в эту историю не особо верю, это был бы уничтожающий репутацию Figma шаг.
Из хорошего, не знаю, насколько это на самом деле связано, но Figma уже после объявления сделки продолжает выпускать апдейты. Как и любой инструмент она пытается становиться сложнее, добавлять интересные функции. Я не могу сказать, что она начала добавлять какую-то копию из того, что было в продуктах Adobe. Figma на момент сделки уже была в разы полнее по функционалу, поэтому забирать функции из Photoshop или Illustrator было бы странно.
С точки зрения ресурсов, можно провести параллель. У Figma появляется возможность загружать видео на платной версии. Вероятно, что это стало доступно за счет того, что у Adobe есть свои серверы, которые они теперь предоставляют Figma.
С точки зрения каких-то технических наработок, сложно предугадать, чем именно Adobe собирается делиться с Figma. Пока что складывается впечатление, что у Adobe есть «зоопарк» узко направленных сложных инструментов, и Figma в большинстве сценариев все равно побеждает. Возможно, наоборот, Adobe станет пользоваться наработками Figma и немного оживит свои продукты. Например, будет интересно посмотреть на условный Photoshop Online.
Несмотря на то, что инфоповод стал довольно громким, глобальных изменений пока не произошло. Дизайнеры продолжают пользоваться любимым сервисом и считают, что вряд ли крупной компании нужна была эта сделка, чтобы уничтожить продукт. Скорее, наоборот, этот шаг может помочь другим сервисам Adobe пользоваться опытом Figma и совершенствоваться.