В сезоне-2022 рынок аренды электросамокатов в России стремительно развивается — по предварительной оценке его ждет удвоение как по числу пользователей, так и по размеру парка.
Самый насыщенный город по количеству самокатов и вовлеченных пользователей — Москва. Ежедневно на самокатах совершается более 160 тысяч поездок.
Основная доля рынка аренды электросамокатов в Москве приходится на Whoosh, Юрент и Яндекс.Go. Данные собирались сервисом «ПРОдвижение».
В сезоне-2022 года московским кикшерингом активно пользуется 2 млн человек. Аудитория операторов практически полностью пересекается. Если оценивать каждого из них в отдельности, то данные будут следующие:
Основу московского парка кикшеринга составляют Юрент (15 тыс. самокатов), Whoosh (15 тыс. самокатов) и Яндекс.Go (10 тыс. самокатов).
Согласно оферте, которую представители кикшеринга подписывают с Дептрансом, количество самокатов у одного оператора в сезоне-2022 года не может превышать 15 тысяч единиц. Сейчас парк Юрент и Whoosh максимальный из возможного в текущем сезоне.
Доля lite и EcoWay — менее 1 тыс. самокатов на каждого оператора. Несмотря на то, что парк lite составляет только 6% от парка Whoosh или Юрент, количество активных пользователей lite меньше только в два раза по сравнению с основными игроками.
За последние пять лет число арендных самокатов в Москве выросло в 13 раз — с 3 тысяч до 40 тысяч.
За те пять лет, что в Москве есть сервисы аренды самокатов, число поездок выросло в 224 раза — с 100 тысяч до 22,4 млн.
В день московские пользователи арендуют кикшеринг более 150 тысяч раз. Чаще всего берут в аренду самокаты Whoosh — ежедневно на них совершается 72 тыс. поездок.
Юрент арендуют 42 тыс. раз за день, Яндекс.Go — 36 тыс. раз за день. У lite в день 1,4 тыс. поездок, а самокатами EcoWay пользуются 0,3 тыс. раз в день.
Наибольшая нагрузка на один самокат у Whoosh — 4,9 поездки в сутки. У Юрент — 3,5 поездки в день, у Яндекс.Go — 4,3 поездки на один самокат в сутки.
У EcoWay этот показатель равен 1,1. У lite — один самокат совершает 1 поездку в день.
По данным нашего исследования, в прошлом году на один самокат в среднем приходилось 3-5 аренд в день.
Дольше всего среднестатистическая поездка длится у пользователей Юрент — 24 минуты. У остальных операторов из тройки лидеров — чуть меньше:
Самокаты lite в среднем арендуют на 12 минут, а самокаты EcoWay — на 10 минут.
Основной тренд сезона-2022 года — увеличение поездок по транспортному сценарию. Это приводит к тому, что сокращается время, затраченное на одну поездку.
Средняя поездка длиннее всего у пользователей Яндекс.Go — 4 км. Чуть короче у Whoosh (3,9 км) и Юрент (3,8 км). У Lite и EcoWay средняя длина поездки меньше 3 км — 2,9 км и 2,4 км соответственно.
На протяженность поездок оказывает влияние переход к транспортному сценарию пользования самокатами.
Зона покрытия шире всего у Whoosh и Юрент — операторы представлены во всех районах Москвы, Новой Москвы и в большинстве городов ближнего Подмосковья.
У Яндекс.Go зона присутствия чуть меньше. Кикшеринг можно арендовать во всех районах Москвы и в Люберцах.
Lite представлен только на юге Москвы и в некоторых локациях Новой Москвы.
Самокаты EcoWay есть только на юге Москвы в районе Нагатино и Коломенское.
Все пять операторов ввели медленные зоны, передвигаться в которых можно только с определенной скоростью.
Модели оплаты: абонементы и подписка
Пользователям Whoosh доступна подписка на неделю и один месяц. Юрент предлагает подписку на месяц, полгода и год.
У Яндекс.Go нет отдельной подписки на кикшеринг, а действует единая подписка Яндекс Плюс с кэшбэком на все сервисы компании. Также у кикшеринга предусмотрен формат абонемента.
Lite предлагает пользователям только часовой тариф.
У EcoWay действует несколько «Проездных»: на 30 минут, 45 минут и на 1 час.
Рынок кикшеринга в России продолжает существенный рост, и в ближайшие три года может увеличиться еще в три раза. Тренды, наметившиеся на московском рынке, справедливы и для остальных городов: растет число поездок по транспортному сценарию, значительно прирастает число пользователей и аренд.