Российские маркетплейсы Wildberries, Ozon и Яндекс Маркет объявили о создании единой цифровой информационной системы для борьбы с контрафактной продукцией. Об этом сообщает Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), куда входят компании.
Рост количества подделок
Одна из причин массовых продаж подделок на маркетплейсах — легализация системы параллельного импорта. После 24 февраля мировые компании стали уходить с российского рынка, и товары иностранных брендов начали поставляться в Россию без разрешения правообладателей. Продукция, ввезенная по параллельному импорту, появилась на маркетплейсах в мае этого года, в связи с чем возросло количество подделок.
Проблему торговли поддельными товарами начали обсуждать на государственном уровне. В июле 2022 года правообладатели предложили Федеральной антимонопольной службе рассмотреть вопрос о создании единого реестра продавцов контрафакта. Компаниям, попавшим в этот список, запретили бы продавать товары на всех маркетплейсах — временно или навсегда. Однако такое нововведение могло увеличить риск недобросовестной конкурентной борьбы — отправка жалоб продавцов друг на друга с целью устранения «соперников».
Также Минпромторг обращал особое внимание на работу Wildberries. Ведомство отмечало: Wildberries становится «каналом сбыта контрафакта». Маркетплейс заявлял, что «готов создать систему для пресечения возможных продаж подделок».
«Сегодня эта компания действительно становится каналом сбыта контрафакта, и об этом свидетельствуют многочисленные жалобы как от потребителей, поступающие в адрес Минпромторга, так и от отраслевых сообществ (например, Союз кожевников и легкой промышленности). Допущены случаи продажи рецептурных лекарств, БАДов с запрещенными веществами, а также массовые случаи продажи контрафактной обуви».
Другие ретейлеры, Ozon и Яндекс Маркет, самостоятельно боролись с продажей подделок. «Если продавец раз за разом попадается на продаже контрафакта, мы блокируем его аккаунт и заносим в черный список», — рассказывал Ozon.
8 августа Wildberries объявил о запуске «Цифрового арбитража» — сервиса, призванного защитить правообладателей и покупателей от поддельных товаров. В случае нарушений прав интеллектуальной собственности представители брендов смогут направить официальные обращения продавцам и самостоятельно провести проверку правоустанавливающих документов.
9 августа маркетплейсы объединились: Wildberries, Ozon и Яндекс Маркет впервые начали обмениваться информацией о продавцах контрафактной продукции в рамках единой системы, — отмечает АКИТ.
Как будет работать новая система
- В случае жалобы правообладателя или госорганов на отдельных продавцов маркетплейс самостоятельно ограничит работу поставщика контрафакта.
- Информация об этом будет загружена в информационную систему: на остальных площадках также проведут проверку таких продавцов.
- Если наличие контрафакта подтвердится, деятельность поставщика на этом маркетплейсе будет приостановлена на три месяца. В случае повторного нарушения продавца ограничат в размещении товаров на площадках, которые подключены к новой системе, — сейчас присоединиться к ней могут любые интернет-ретейлеры.