В прошлом году «Трушеринг» провел большое исследование рынка шеринга самокатов и обозначил перспективы развития экосистемы. Сейчас, к середине сезона-2022, есть возможность оценить, какие новые тренды развития появились и что ждет сервисы в условиях новой экономической реальности.
Российский кикшеринг сегодня
В 2021 году свою первую поездку на арендном самокате совершили порядка 7 млн человек (из общей аудитории в 10 млн человек) В этом году впервые воспользуются кикшерингом более 8 млн человек. Аудитория людей, которые хотя бы раз катались на самокате, фактически вырастет в 2 раза. Потенциал дальнейшего роста – как минимум в 3 раза в ближайшие годы.
Значительно растет сегмент пользователей — активных горожан в возрасте 20-35 лет. Расширение аудитории происходит и за счет возрастной группы 45+.
В 2022 году, по предварительной оценке «Трушеринга», рынок российского кикшеринга ждет удвоение как в количестве поездок, так и в финансовом выражении. Такой же прогноз дают основные игроки рынка.
более чем 100.
Активно развивается московский кикшеринг. По данным Дептранса, за первые четыре месяца сезона 2022 года преодолели больше 22 млн км за 9 млн поездок. Это больше, чем за весь 2021 год (8,6 млн поездок) и в 4,5 раза больше, чем за 2020-й (2 млн поездок). Всего кикшерингом пользуется более 1,5 миллиона человек каждый день, при этом 70% поездок совершают, чтобы добраться до парковки, остановки, станции метро или ближнего района.
К концу июля число поездок на шеринговых самокатах в Москве достигло 13 млн.
На московском рынке в сезоне-2022 года три крупных игрока (Юрент, Whoosh, Яндекс). Доли их парков распределены примерно равномерно и стремятся к 15 000 самокатам — максимально возможному количеству у одного оператора в Москве в этом сезоне. Пока подобраться к отметке удалось только Whoosh, у Юрент — около 10 000 самокатов. Парк Яндекса — более 12 000 самокатов в Москве и области.
Как отмечают крупные игроки рынка, московский рынок далек от насыщения: количество поездок продолжает расти, а спрос превышает предложение. Это видно по миграции самокатов к метро в утренние часы пик и в выходные в парковых зонах. В Юрент верят, что максимальная емкость московского рынка кикшеринга может составлять до 100 000 электросамокатов.
Помимо расширения квоты точками роста для московского кикшеринга в ближайшие годы будет увеличение клиентской базы, увеличение частоты поездок и расширение географии.
Правительство Москвы содействует интеграции кикшеринга в систему общественного транспорта: увеличивается число парковок для самокатов вблизи метро и остановок общественного транспорта, интеграция в MaaS-приложение. Первыми в приложении «Московский транспорт» появились самокаты Юрент – их можно арендовать и оплатить прямо через городское приложение.
Новая экономическая реальность позитивно сказалась на кикшеринге как на сфере бизнеса. Закупать самокаты стало выгоднее, проблемы с логистикой операторам удалось решить.
У горожан на фоне удорожания личных автомобилей, такси и бензина растет потребность в доступном и недорогом транспорте для перемещения по городу. Положительно сказывается и развитие внутреннего туризма – операторы отмечают большой туристический трафик.
Остается потребность и в развлекательной функции кикшеринга – на самокатах удобно отправиться на прогулку с семьей или друзьями. Альтернатив для недорого досуга все меньше, поэтому спрос на поездки на самокатах будет только расти.
Рынок российского кикшеринга далек от насыщения. По оценке Трушеринга, рост парка и пользователей будет продолжаться еще около двух лет, пока не закончится четырехлетний цикл роста.
Проблемы кикшеринга в России
Одной из проблемных точек остается вопрос с определением места самокатов в транспортной инфраструктуре города. Пользователь на самокате юридически все еще считается пешеходом. Принятие поправок в ПДД откладывается по бюрократическим причинам. Их нельзя принять без переиздания всего свода дорожных правил.
При этом случаются столкновения ГИБДД и пользователей кикшеринга. Например, в конце мая пользователей самокатов в Новосибирске стали штрафовать за езду без водительского удостоверения.
В некоторых городах представители кикшеринга испытывают сложности при взаимодействии с местными властями. Весной в Новосибирске Whoosh и Urent не смогли вовремя начать сезон из-за затягивания регистрации земельных участков, где компании планируют разместить парковки.
Сложности возникли и в Набережных Челнах, где Whoosh и администрация города также не смогли уладить вопрос с арендой земельных участков без конфликта.
Одной из главных преград для развития кикшеринга, по мнению пользователей, остается недоступность городской среды. Это показывает результаты исследования, которое «Трушеринг» проводил в начале 2022 года.
Привлечение финансирования
Развитие российского кикшеринга происходит в том числе за счет привлечения инвестиций. Это общемировой тренд, и российские компании в данном случае не являются исключением. Например, французский кикшеринг Dott получил 70 млн долларов США в рамках очередного раунда финансирования.
В феврале 2022 года Urent привлек более 2 млрд рублей и стал частью экосистемы МТС. Сотрудничество с Ситимобил при этом не прекращается. Группа МТС вложила в качестве лид-инвестора 740 млн рублей, фонд прямых инвестиций VPE Capital – 700 млн рублей, венчурный фонд VEB Ventures Группы ВЭБ.РФ – 650 млн рублей.
Кикшеринг Whoosh выбрал другой формат привлечения финансирования и в июне провел первый раунд размещения облигаций на сумму 3,5 млрд рублей. Всего планируется несколько выпусков на общую сумму 30 млрд рублей.
Тренды сезона-2022
Одним из трендов сезона-2022, который отмечают все игроки рынка, стал переход от развлекательной модели пользования самокатами к транспортной. В некоторых городах число поездок по транспортному сценарию стремится к 80-95%. В Москве эта доля чуть меньше – порядка 70%.
Изменение сценария пользования сказывается на длительности и протяженности поездок. Например, в Москве средняя длина поездки в этом году составляет 2,8 км, а в 2021 году была ближе к 4 км. Продолжительность сократилась в среднем до 15-20 минут.
Сказывается изменение сценария пользования и на среднем чеке – он стал меньше. Растет количество пользователей, которые оформляют подписку на самокаты и встраивают поездки в свои ежедневные маршруты.
В качестве тренда 2022 года стоит отметить экосистемное развитие микромобильности. Клиенты начинают выбирать сервисы самокатов исходя из того, в какой экосистеме они существуют.
Мировой опыт показывает, что экосистемные интеграции являются мощным драйвером роста для сервисов кикшеринга (например, Bolt, Lime) – в этих сервисах микромобильность существует не сама по себе, а предлагает пользователям выбор из удобных сервисов «на каждый день» – будь то сервисы городской мобильности, развлечений и так далее.
В этом году Юрент стал частью экосистемы МТС, и это положительно сказалось на притоке новых пользователей. Самокаты стали органичным дополнением и экосистемы Яндекса.
Еще один тренд сезона-2022 года — это обучение культуре вождения. Свои программы реализуют все крупные операторы.
Юрент еще в 2021 году запустил обучение клиентов вождению с помощью своих консультантов в популярных местах города, в 2022 году эта программа работает более чем в 20 городах. Через нее, по данным компании, прошло более 1 млн клиентов. Также Юрент проводит образовательные мероприятия совместно с региональными администрациями, ГИБДД и парками, где есть самокаты сервиса. В Москве программы реализуются совместно с Дептрансом, вместе с ЦОДД проводились уроки в школах.
Whoosh запустил оффлайн образовательный проект в регионах присутствия. К июлю Школу Вождения Whoosh прошли более 7 000 человек из 20 городов. Занятия проходят в городских локациях, после обучения пользователь совершает тестовую поездку на специально оборудованной площадке. Онлайн-формат обучения прошли почти 700 тысяч человек.
Образовательную программу «Включи режим безопасности» запустил московский Дептранс. В программу будут входить живые лекции, интерактивные тренажеры и квесты. Департамент оборудует площадку в городе и воссоздаст ситуации, в которые могут попасть пользователи кикшеринга.
Возможная консолидация рынка
В этом году российским операторам кикшеринга пришлось пересмотреть планы по региональной экспансии – развитие на международных рынках стало невозможно, поэтому компании сосредоточились на внутреннем масштабировании.
Трансформируется рынок развития по франшизе. Экономическая модель становится все более привлекательной для инвесторов. Интерес со стороны франчайзи фиксирует Юрент — часть новых городов кикшеринг продолжает открывать с привлечением партнеров.
Выход на рынок Яндекса не оказал существенного влияния на других крупных игроков рынка: конкуренция в Москве искусственно ограничена за счет квоты на размер парка, а в других городах количество самокатов Яндекса пока не такое большое.