15 июля Госдума РФ в первом чтении приняла законопроект (№160605-8), который вносит изменения в Федеральный закон «О рекламе». Планируется создание единого оператора цифровых рекламных конструкций и объявлений. Это значит, что перед размещением весь рекламный контент компаний будет проходить через проверку единого оператора.
Что говорит государство
- принятие поправок обеспечит контроль за размещением социальной рекламы, объявлений и цифровой наружной рекламы на территории всей страны
- это необходимо для защиты национальных интересов России: у властей будет право требовать прекращения демонстрации запрещенной или недостоверной информации
- законопроект предотвратит возможность утечек персональных данных
за принятие законопроекта проголосовало большинство депутатов (59% за, 21% — против)
«Ко второму чтению мы будем делать все для того, чтобы отечественный бизнес не пострадал, а, наоборот, получил дополнительные преференции, потому что зарубежные компании, представляющие недружественные государства, рынок захватили. А этот рынок достанется теперь нашим российским компаниям. Вот это будет подход»
Критика законопроекта
Мнения разделились даже внутри ведомств. 26 июля Интерфакс рассказал о том, что Федеральная антимонопольная служба раскритиковала законопроект — вопросы были и к технической, и к содержательной части поправок. ФАС считает, что принятие законопроекта повлечет за собой ухудшение положения участников рынка: в первую очередь, повысится конкуренция, а вследствие увеличится стоимость рекламы и конечных продуктов компаний.
Кроме того, «создание единого оператора может привести к тому, что другие игроки будут вынуждены прекратить свою деятельность в регионах, где наиболее привлекательные места расположения рекламы перейдут к привилегированному игроку», — пишет Интерфакс со ссылкой на источник из ФАС.
Такого же мнения придерживаются и компании. Представители Avito рассказали Трушерингу, что поправки существенно «испортят жизнь» бизнесу в России: платформы будут закрываться, кадры могут уехать за границу, а государство лишится налогов. В свою очередь, единый оператор будет получать процент с каждого опубликованного объявления, который будет обеспечен доходами сервисов.
«В основе законопроекта лежит решение несуществующих проблем. Наружная реклама и классифайды — это два совершенно разных бизнеса. Сайты частных объявлений, в отличие от наружной рекламы, — сложный онлайн-продукт, это социальная коммерция с вшитой транзакционной моделью и доставкой. В России уже есть действующее законодательство, которое регулирует нашу отрасль, и мы все четко выполняем все его требования. Текущий законопроект просто вытолкнет пользователей на другие сервисы и платформы, которые сейчас находятся в серой зоне, и будет дестимулировать соблюдение законодательства».
Недавно IT-сообщество России создало петицию в поддержку команды Авито и других платформ (Юла, HH.ru, ЦИАН). Письмо-обращение адресовано Михаилу Мишустину. На момент публикации текста петицию подписали более 5000 человек.
Также Авито запустил флешмоб: заменил свой узнаваемый логотип на логотип в виде пульсирующего сердца и призвал пользователей ставить такие аватарки в социальный сетях, чтобы выразить поддержку платформе. Проблему дальнейшей работы компании после принятия законопроекта освещают и медиапроекты. Например, Телеграм-канал Беспощадный пиарщик разместил пост с критикой поправок к основному закону.
«Наша позиция — необходимо срочно привлечь всех участников рынка, которых затрагивает законопроект и обсудить риски, связанные с его принятием. Основная задача, которая стоит сейчас — не допустить разрушения такими избыточными инициативами отрасль и удержать ядро ИТ-специалистов в России. В то время, как бизнесы успешно решили эти вопросы собственными силами и инвестициями, параллельно создаются законы, которые просто сводят все эти усилия на нет и приведут к огромному ущербу для бюджета и экономики страны. В текущих условиях такие последствия можно предотвратить только полным исключением из законопроекта классифайдов».