О чём речь
22 июля стало известно, что Минпромторг поддержал программу фудшеринга в России. Она предполагает, что торговые сети смогут раздавать товары с истекающим и коротким сроком годности нуждающимся вместо того, чтобы утилизировать.
Сейчас схема работы супермаркетов устроена так, что списывать и выбрасывать товар им выгоднее, чем отдавать на благотворительность. Если программу примут, сети смогут бесплатно отдавать пригодные к употреблению продукты пенсионерам, малоимущим и бездомным.
В Москве уже несколько лет работает некоммерческая организация «Фудшеринг», которая передаёт лишнюю еду некоторых торговых точек и кафе малоимущим, многодетным семьям и пенсионерам. Но федеральная программа, включающая изменения в налогообложении супермаркетов и ресторанов, может распространить фудшеринг на всю страну.
Если торговые сети будут передавать на благотворительность пищевую продукцию с коротким сроком годности, то это может поддержать нуждающихся и спасти около 1 млн тонн продовольствия в год. Этот вопрос требует проработки и обсуждения с ФНС, так как этот вид операций нужно освободить от НДС.
Как в других странах
Движение фудшеринга, призванное уменьшить потери пищевых продуктов, зародилось в 2012 году в Германии. Рестораны, магазины и люди начали отдавать лишнюю еду и продукты с истёкшим сроком годности.
Сейчас те, кто хотят стать фудсейверами — волонтёрами, забирающими еду, — регистрируются на сайте движения, выбирают интересующий магазин на карте и приходят за продуктами в назначенное время. На данный момент организация «спасла» уже 75 млн килограммов еды, в фудшеринге участвуют 12 тысяч бизнесов, и больше 120 тысяч людей регулярно забирают продукты.
Таким же образом фудшеринг работает в Швеции, Швейцарии, Нидерландах, Австрии и Бельгии.
В Великобритании в 2015 году запустилось приложение Olio. С его помощью люди делятся едой и вещами: на карте отображается, кто и что отдаёт, и владельцу можно написать, чтобы договориться о встрече. Olio пользуется больше 6 млн человек по всему миру, и через него раздали уже почти 53 млн порций еды.
В некоторых городах Польши работают точки обмена едой. Кому есть, чем поделиться, приносят туда продукты, а желающие забирают их. Волонтёры поддерживают на точках чистоту и порядок.
По такой же схеме работают и точки фудшеринга в Тайване и Гонконге. Отдавать подлежащие утилизации продукты на благотворительность планируют и в Узбекистане.
Фудшеринг — уникальное движение, решающее две серьёзные проблемы сразу: потерю продуктов и голод. Опыт многих стран показывает, что такие инициативы действительно работают, помогают людям и уменьшают количество выброшенной еды. Если подобная программа начнёт действовать в России, она поможет спасти тысячи жизней и сэкономить бизнесам затраты на утилизацию.