В начале июня Мособлдума приняла закон об оплате проезда в общественном транспорте Московской области. С 18 июня в автобусах, троллейбусах и трамваях Подмосковья действует только безналичный расчет — транспортные, банковские и социальные карты. Окончательное решение приняли в ходе заседания парламента региона. Помимо разницы в стоимости между обычным билетом и поездки по транспортной карте в новой системе будет действовать и программа лояльности: чем чаще поездки оплачиваются картой, тем выше скидка.
Рассказываем, повлияет ли отсутствие наличного расчета на работу общественного транспорта и есть ли у нововведений подводные камни.
Польза
Благодаря новой мере сможет повыситься безопасность перевозки пассажиров, потому что водитель не будет отвлекаться от движения во время продажи билетов, — рассказывает Минтранс МО. Также система безналичного расчета позволит сэкономить время при посадке в автобус — водителю нет необходимости считать сдачу и задерживаться на остановке, нарушая расписание и препятствуя движению на дорогах.
«Наличная оплата через водителя доставляет крайние неудобства, а самое главное — создает серую зону ухода от налогов и, мягко сказать, лишние обременения для тех, кто участвует в этом процессе, прежде всего — наших граждан»
Кроме того, в 2021 году на водителей, которые продавали билеты во время поездки, было наложено 7 тысяч штрафов на сумму 6,1 млн руб. А за движение транспорта с открытой дверью заплатили 15 тысяч штрафов. Минтранс МО утверждает, что убрав возможность платить купюрами, нарушений будет в разы меньше.
Безнал в транспорте — тренд?
На самом деле, повсеместная интеграция системы безналичной оплаты неизбежна в эпоху развития технологий. Этот процесс стал особенно распространен во время пандемии коронавируса. В 2020 году бизнес-компании настоятельно рекомендовали оплачивать товары и услуги электронно, объясняя это тем, что ковидом можно заразиться контактно-бытовым путем — через купюры. По данным мировых экспертов, массовый переход к безналу не только помог развить цифровую экономику, но и натолкнул некоторые страны на мысли о создании собственной цифровой валюты.
«Пандемия коронавируса и ее последствия ускорили изменения в индустрии платежей, которые обычно занимают около десяти лет»
Во время пандемии ограничения на оплату коснулись и транспортной сферы по всей России. Однако процесс цифровизации, например, в Москве начался еще задолго до коронавируса (в 2000-х отменили работу кондукторов и поставили турникеты, а в 2018 году установили валидаторы). Позже новые правила по оплате начинали внедрять и в других городах, но возникали некоторые сложности.
Опыт других городов
В 2021 году на систему бескондукторной оплаты начали переходить в Перми. Власти хотели сократить расходы: при затратах на сумму 6,4 миллиарда рублей в год убытки составляли примерно миллиард. Были уволены кондукторы, закуплены новые автобусы с валидаторами, а стоимость проезда повысилась с 26 до 33 рублей.
Однако размеры новых ЛиАЗов не смогли позволить пользоваться валидаторами в час пик — появились «зайцы». По данным мэрии Перми, каждый пятый пассажир не оплачивал проезд: убытки покрыть не получилось. Власти даже увеличили штраф для безбилетников до 5000 рублей и хотели привлечь Росгвардию для урегулирования ситуации или задержания нарушителей.
Успешнее оказался опыт Санкт-Петербурга. Автобусы и трамваи, которые курсируют в центре города без кондукторов, по подсчетам, не приносят особых убытков из-за безбилетников. На некоторых маршрутах кондукторы все еще работают, но выполняют функции контролеров.
Сложности массового перехода на безнал
- отсутствие нужной инфраструктуры в регионах: не везде есть готовое рабочее оборудование, а интернет в отдельных районах может работать с перебоями;
- проблема с проходом к валидаторам, что увеличивает количество безбилетников;
- низкий уровень финансовой грамотности граждан — 12,4% россиян по данным исследования аналитического центра НАФИ не разбираются в новых системах оплаты. На решение этой проблемы нацелен проект «Цифровая экономика». Его цель — «защитить информацию граждан, бизнеса и государства» и повсеместно улучшить работу интернета, а в больших городах установить связь 5G. Реализация рассчитана до 2024 года, а бюджет составил 1,8 триллиона рублей.
В целом, нельзя сказать, что нововведение негативно отразится на жителях Подмосковья. Однако остаются и другие вопросы, как поступать водителям в отдельных кейсах: ребенок, которому нужно доехать до школы, но он забыл карточку, или пассажиры, которые в принципе сознательно не пользуются банковскими картами. По всей видимости, придется адаптироваться под новые реалии.