ТНВ, телерадиовещатель Республики Татарстан, выпустил сюжет Михаила Любимова «Индивидуальная мобильность: всё начинается с малого» на своем Ютуб-канале.
Видео появилось как ответ на недавний конфликт в Набережных Челнах. Администрация против электросамокатов на улицах города: жителям рассылают сообщения об опасности самокатов, конфискуют их у кикшеринговых сервисов. Авторы сюжета не согласны с такой позицией. Кроме того, в самой Казани уже который год власти активно борятся с сервисами микромобильности.
Мы посмотрели выпуск и рассказываем главные тезисы. А вот и само видео, если захотите посмотреть сами:
Ни один город России не был спроектирован с прицелом на будущее
Исторически сложилось, что в российских городах ограничены места для передвижения людей и средств индивидуальной мобильности (СИМ). Зато есть 6-полосные дороги для автомобилей.
«Дорожная диета» направлена на то, чтобы уменьшать количество полос, использовать их более эффективно: превращать часть полос в автобусные, часть — в велосипедные, часть — в общественные пространства.
Есть такая концепция: в ближайшие 5 лет сделать вдоль основных магистралей сеть велодорожек, которая позволит передвигаться из точки А в точку Б. Мы имеем 120 000 машин. Никакие ресурсы не позволят обеспечить дороги для этих машин. Поэтому нужно развивать альтернативные виды транспорта.
Прогресс неизбежен: лучше возглавить движение, чем просто запрещать
Если запретить кикшеринг, люди не перестанут покупать свои электросамокаты и ездить на них. Намного эффективнее контролировать движение СИМ. Сделать это можно следующими способами:
Прописать четкие правила работы и штрафы за нарушения. Такие правила уже появились:
— самокаты в кикшеринговых сервисах ограничены скоростью до 25 км/ч, а в «медленных» зонах — до 15 км/ч;
— Минпромторг готовит ГОСТ, по которому все ввозимые в Россию электросамокаты будут ограничены скоростью до 25 км/ч;
— Минтранс представил финальную редакцию поправок к ПДД про СИМ.
Выделить зону для движения средств индивидуальной мобильности. На электросамокатах и велосипедах ездить станет безопаснее, если для них будет инфраструктура. Автомобилей станет меньше, а значит и пробок, потому что для коротких поездок люди пересядут на СИМ.
Через 10-15 лет средства индивидуальной мобильности потеснят автомобили. У 99% наших поездок расстояние не более 10 км.
Чтобы никого не сбивали на дороге, нужно не ставить знаки, а менять инфраструктуру
Инфраструктура российских городов заточена под движение автомобилей, а не пешеходов. Из за этого город становится небезопасным и неудобным. Это можно исправить.
Водителю машины должно быть психологически некомфортно разгонятся. Для этого нужно ставить ограничивающие столбики, лежачих полицейских, делать дорожные полосы неширокими. Чем шире дорога — тем выше скорость.
Ширина дорожной полосы в 3,5 метра — психологически комфортная ширина, чтобы ехать 90 км/ч. Даже если стоит ограничение 40 км/ч, человек неосознанно начинает ехать быстрее и не чувствует скорость.
Заборы не должны закрывать от водителя людей на пешеходном переходе. Вместо заборов лучше ставить ограничивающие столбики.
Нужно убрать подземные и надземные переходы, чтобы люди не перебегали через дорогу. Вместо них можно сделать приподнятые пешеходные переходы. Водитель автомобиля лучше видит такой переход и замедляется из за препятствия, а пешеходам удобнее переходить, не спускаясь и не поднимаясь по лестницам.
Чтобы изменить инфраструктуру не нужны миллиарды рублей и много лет
Тактический урбанизм — это недорогие и быстрые изменения городской среды. Столбиками можно оградить велосипедную дорожку, а с помощью краски — сделать разметку.
Позже можно заменить эти решения на более надежные и безопасные, но начать менять городскую инфраструктуру можно уже сейчас. Все начинается с малого.
Сначала у жителей городов должен сформироваться запрос
Чтобы появился запрос, нужно образовывать людей: показывать, как можно сделать городскую среду удобнее и безопаснее для них.