Недавно «Трушеринг» писал про ситуацию в Новосибирске, где из-за бюрократических проволочек сервисы Whoosh и Юрент не могут начать работу. Все упирается в аренду земли под парковочные места. Дело даже дошло до обвинений в рукоприкладстве.
Одновременно с этим интересные события происходят в Набережных Челнах, где по решению исполкома города без предупреждения погрузили самокаты Whoosh в грузовики и увезли. Позже технику отдали, но вопрос с запуском сервиса пока так и не решен.
Хроника конфликта
27 апреля 2022
27 апреля жители Набережных Челнов заметили на улицах города желтые самокаты Whoosh. Сразу несколько сотен устройств появились на 100 стоянках в Новом городе (включает Автозаводской и Центральный районы). Вот только появились они там не совсем легально — не получив разрешение горисполкома.
Как и во многих других городах, власти потребовали от кикшеринговых компаний получить разрешение на использование земли под стоянками.
29 апреля 2022
В исполкоме города такой наглости не оценили и тут же назначили оперативное совещание. На нем представителям Whoosh подробно объяснили, что работать они не имеют права до момента выхода соответствующего постановления. Руководитель исполкома города Фарид Салахов по его итогам рассказал, что компания «поняла и приняла» условия.
«Было дано обещание, что до завершения полного оформления всех документов, в рамках тех требований, которые устанавливает постановление города Набережные Челны №3888, все самокаты с территории города будут убраны и вернутся только после того, как будут оформлены все документы»,— приводит слова чиновника «Коммерсантъ».
3 мая 2022
В Whoosh обещание не выполнили и самокаты с улиц убирать не стали. Тогда это решили сделать власти города. Так, 3 мая с улиц забрали сразу 90 самокатов. Их попросту погрузили в КАМАЗы и увезли. Whoosh обратился к мэру Набережных Челнов за помощью, так как посчитали конфискацию самокатов незаконной.
18 мая 2022
Стало известно, что городские власти все же вернули изъятые самокаты оператору. Правда работа сервиса в городе была приостановлена до урегулирования всех недопониманий с исполкомом.
Мнение сторон
Одновременно со словами о необходимости действовать в рамках закона власти Набережных Челнов заявили, что они против самокатов на улицах города. Точнее не они, а жители. Так глава исполкома Фарид Салахов обнародавал данные голосований, где жители выступили против электросамокатов. В первом опросе их было 67%, а во втором — 56%. По данным издания «Бизнес-Онлайн» родителям детсадовцев и школьников в мессенджерах рассылали сообщения из учреждений образования, где их просили выразить свое мнение в опросе. При этом вместе со ссылкой на опрос прислали и справку об опасности электросамокатов.
«Количество ДТП с электросамокатами в стране выросло почти на 200 процентов по сравнению с прошлым годом. Будут ли ваши дети в безопасности? Нужны ли нашему городу самокаты?» — говорилось в сообщениях
Также Салахов посетовал, что после появления в Набережных Челнах сервиса аренды самокатов резко возрос травматизм. По его словам за медпомощью обратилось семь взрослых и один ребенок. Все они пользовались услугами кикшеринга.
В Whoosh же отметили, что никаких аварийных ситуаций зафиксировано не было.
За 7 дней работы на самокатах Whoosh более 5 тысяч жителей города совершили 13 тысяч поездок и проехали 46 тысяч километров. Аварийных ситуаций с самокатами сервиса не зафиксировано. Более 50% поездок совершены на небольшое расстояние 5-7 км, что говорит о том, что самокат использовался как транспорт — из пункта А в пункт Б, а не средство прогулки. Больше 20% пользователей приобрели подписку на услуги сервиса, рассчитывая внедрить самокаты в ежедневную транспортную рутину
При этом компания отмечает, что большая часть пользователей прошли обучение в приложении.
Впрочем в самом сервисе уверены, что в итоге все будет хорошо и они смогут приступить к работе.
«Начали общаться. Сейчас движемся в сторону конструктивного диалога, самокаты нам вернули. Надеемся вернуться к работе в ближайшее время», – отметили в пресс-службе Whoosh.
А что дальше?
Помимо Whoosh о планах зайти в город заявил и самарский сервис Banch Ride. Правда здесь решили не рисковать и начать работать только после получения всех разрешений.
Впрочем проблемы с операторами кикшеринга в Набережных Челнах были и в прошлом году. Тогда там начали работу сразу два сервиса BusyFly и MATUR.city, но власти выступили резко против и их работа свернулась.
О сложностях говорит и совладелец Banch Ride Дмитрий Окунь. По его словам, компания еще в 2021 году хотела зайти в город, но внятного ответа от властей не получила.
«Я понял, что нет единого мнения по поводу кикшеринговых сервисов в администрации города», – рассказал он «Коммерсанту».
По словам бизнесмена ряд чиновников поддерживают приход в города сервисов, но все упирается в городской исполком, который против электросамокатов.
Ранее Whoosh уже сталкивался с непониманием в Татарстане. В прошлом году в сервисе даже заявили, что Казань – единственный город, который «систематически «выживает» транспорт микромобильности». Всему виной требования властей сократить количество парковочных зон и резко снизить максимальную скорость транспорта. Сначала в городе по предписанию ГИБДД сократили количество парковок для самокатов и ограничили скорость. В 2021 году стало известно, что на 699 улицах города самокатам нельзя двигаться по тротуарам со скоростью выше 10 км/ч. А на 2 268 участках автодорог движение на электросамокатах запрещено полностью.