С марта 2022 года всё больше бизнесов переходит на электронные чеки. Сеть Fix Price начала предлагать покупателям электронные чеки вместо бумажных, Магнит, Перекрёсток и Пятёрочка постепенно переводят участников программ лояльности на онлайн-чеки, а ВкусВилл вообще отказался от бумажных лент.
Почему так происходит
Бизнесы в основном аргументируют это решение заботой об экологии.
«Электронные чеки — это не только удобно, так как данные о покупках не теряются, но и экологично: традиционный бумажный чек изготовлен из термобумаги, которая из-за своего химического состава не перерабатывается»
Это правда: в чеках содержатся химикаты, которые не перерабатываются и вредят окружающей среде. В больших количествах они даже опасны для человека.
Но главная причина перехода на онлайн-чеки — подорожание ленты для кассовых аппаратов. Большая часть термобумаги ввозилась в Россию из-за границы. С введением санкций импорт прекратился, и стоимость чековой ленты возросла в два-три раза.
Теперь некоторые компании спрашивают у покупателя, нужен ли ему бумажный чек, а другие переводят на электронный формат участников программ лояльности или вообще всех клиентов.
Что это значит для покупателей
По закону, электронный чек равносилен бумажному, но использовать онлайн-чеки компания может, только если клиент заранее сообщил ей свой номер телефона или электронный адрес. Прислать документ могут не только по почте или в СМС, но и в мессенджере.
То есть, если вам не выдали бумажный чек, но пробили покупку через кассу, то, вполне вероятно, что он придёт на почту. Но это не факт.
Электронный формат не только безопаснее для экологии и здоровья кассиров, но и удобнее: такой чек не выцветет и не потеряется. Правда, крупные сети вряд ли скоро полностью перейдут на онлайн-чеки, потому что многим клиентам сложно ими пользоваться — например, пенсионерам.