В Новосибирске разворачивается скандал между мэрией города и оператором кикшеринга Юрент. Мэрия обвинила сотрудников кикшеринга в нанесении травм своим сотрудникам и взломе машины, в Urent же данный факт опровергают и обвиняют сотрудников мэрии в нанесении травм своим сотрудникам.
В чем смысл конфликта?
В 2021 году мэрия Новосибирска заключила с компания Юрент и Whoosh соглашение, регламентирующее их работу на территории города. В нем были прописаны условия использования самокатов, скоростные режимы, места, где движение самокатов запрещено. В том же документе прописано и обязательная регистрация земельных участков, где компания планирует разместить свои парковки.
Именно с последним пунктом и возникла проблема: самокаты уже начали работать в городе, хотя процедура оформления формально еще не была закончена.
Хронология конфликта
апрель 2022
В конце апреля начальник департамента инвестиций, потребительского рынка, инноваций и предпринимательства Виталий Витухин заявил, что кикшеринговые компании нарушили соглашение по использованию городской земли под парковки. Он пригрозил им изъятием самокатов. Компаниям Юрент и Whoosh был дан «последний шанс» узаконить парковки (т.е. получить все необходимые разрешений для их эксплуатации) до 4 мая. Этого, по его словам, сделано так и не было.
13 мая 2022
Из-за длинных праздников свою угрозу власти города решили исполнить только 13 мая. Начали с Центрального парка, у входа в который, как правило, скапливается много самокатов. По приходу на место сотрудники администрации увидели, как сотрудники Whoosh увозят самокаты. В итоге на месте осталось всего два самоката компании, на которые и был выписан протокол.
Другая ситуация возникла с самокатами Юрент. На месте оказался директор Юрент в городе Новосибирске Евгений Барабашев. Он заявил, что компания готова оплачивать аренду земельных участков, однако процедуру оформления всех документов затягивают именно городские власти.
«Мы считаем, что изъятие неправомерно. Все шаги, о которых мы на встречах договаривались, мы выполняем. У нас уже есть дизайн для оформления парковок. В целом, мне кажется, это принцип работы современной администрации — создать проблему, чтобы ее решить» — приводит слова Барабашева портал «НГС».
В итоге часть самокатов Юрент сотрудники администрации все же смогли забрать.
14 мая 2022 года
История получила неожиданное продолжение 17 мая. Во время аппаратного совещания в мэрии Новосибирска Виталий Витухин неожиданно заявил, что 14 мая сотрудники Юрент мешали изымать самокаты и из-за их действий пострадала сотрудница мэрии.
По словам чиновника, региональный директор компании Юрент в этот день, якобы, взломал замок «Газели», проник в грузовой отсек и вынул уже изъятые самокаты. При этом пострадал замглавы Октябрьского района города.
В самой компании Юрент обвинения отрицают, заявив, что информация о том, что сотрудники препятствовали эвакуации не соответствует действительности, как и взлом Барабашевым «Газели». При этом в компании отметили, что пострадал их сотрудник.
Информация о причинении телесного вреда чиновникам в ходе принудительной эвакуации самокатов 14 мая не соответствует действительности. На видео, снятых мэрией и очевидцами в ходе мероприятий представитель мэрии запечатлен неоднократно, признаков травм на видео у него не запечатлено.
При этом 14 мая наш сотрудник и один из очевидцев получили травмы самокатом при попытке должностного лица забрать из рук неопечатанное устройство. Полиция и скорая на место происшествия были вызваны по инициативе сотрудника Юрента, а не по инициативе мэрии. Никакого сопротивления со стороны сотрудников компании не было, их действия обусловлены тем, что не были ясны причины эвакуации и не были предоставлены документы, на основании которых изымались самокаты.
И что теперь?
Чтобы избежать дальнейшего конфликта в компании приняли решение временно убрать самокаты. Они могут вернуться на улицы Новосибирска уже после совещания в мэрии, которое состоится в четверг, 19 мая. Компания подала заявку на оформление 131 парковочного места еще в конце апреля, сейчас согласование пройдено только по 92 точкам. Все остальное уже зависит от скорости работы мэрии города.
В компании Whoosh сообщили, что они подали 1125 заявок на оформление мест для виртуальных парковок электросамокатов. Однако по данным на 17 мая согласовано было только 28 мест.
В компании также пожаловались на сложную процедуру подачи заявлений. Так, заявление необходимо подавать в бумажном варианте на каждое из мест. Возможности сделать это в электронном виде или единым списком — нет.
То, что происходит в некоторых регионах, например, Новосибирске, отлично демонстрирует несколько больных точек:
Во-первых, неготовность властей регионов к нововведениям. Это проявляется и в чиновниках, которые слишком далеки от современных технологий или от нужд простых людей. Иногда складывается ощущение, что власти просто не хотят даже попытаться понять, что им предлагают «эти чудаки из Москвы» и почему все говорят о «каких-то» самокатах.
Но также это проявляется и в самих процедурах — устаревшая бюрократия не позволяет быстро принимать решения, открывать парковки, согласовывать правила и т.д.
Во-вторых, неготовность самих городов. Отсутствие инфраструктуры (просто велопарковок!) — это уже огромное препятствие для развития транспорта последней мили. Без инфраструктуры использование самокатов может кому-то мешать, быть менее безопасным и предсказуемым.
Есть еще ряд больных точек, но они выходят за рамки нашей темы: цели и стремления, способы решения конфликтов, благосостояние и бюджеты регионов и многое другое.