В марте 2021 года BelkaCar запустили сервис авто по подписке совместно с Volkswagen Group Rus: так появились подписки Škoda Smart Drive и Audi Drive.
Дмитрий Потапов, операционный директор BelkaCar и BelkaSubs рассказал редакции Трушеринга, как сейчас будет развиваться подписка на авто, что будет с ценой и автомобилями.
Что будет с подпиской на автомобили в текущей ситуации?
Как показывает практика, подписка – естественный тренд на изменение подхода к владению вещами. Мы привыкли пользоваться множеством товаров и услуг через подписку – будь то подписка на новости, доступ к киноновинкам, книгам и даже бытовой техники и телефонам. Подписка на автомобиль – следующий шаг. Сейчас у пользователя еще есть привычка «владеть» автомобилем, но с каждым годом экономическая эффективность такого владения снижается. За исключением ряда случаев, собственный автомобиль в современном городе нужен довольно редко – со всем прекрасно научился справляться общественный транспорт.
Итого у нас получается, что польза от собственного автомобиля постепенно съедается затратами на обслуживание. Также появляется понимание, что профессиональный сервис всегда лучше позаботится об автомобиле – ему проще договориться с поставщиками, найти профессионалов для обслуживания и ТО, получить скидку. Поэтому, в долгосрочной перспективе подписка действительно станет альтернативой традиционному владению.
Что будет с ценами на подписку, учитывая то, как взлетели цены на автомобили?
Как бы не парадоксально это звучало, но подписка сейчас – способ сохранить деньги, даже с учетом роста цен. Тому есть несколько причин:
- Первая – в случае с подпиской не нужно платить всю сумму сразу – вы платите фиксированную сумму в месяц, и она не меняется с момента подписания договора. Вам не нужно долго копить, или брать кредит, или выводить деньги из бизнеса – у вас сразу есть автомобиль, его уже поставили на учет, прошли ТО и у него есть гарантированное обслуживание, а вы можете заняться другими вещами.
- Вторая – сам по себе лизинг для юридических лиц, который стоит за подпиской, это эффективный финансовый инструмент, который лежит в основе множества бизнесов. С точки зрения обслуживания автомобилей и затрат на ремонт ситуация аналогичная – для бизнеса это всегда будет чуть выгоднее, чем для индивидуального пользователя.
Сейчас, очевидно, на рынке будут происходить определенные изменения, связанные с доступностью автомобилей определенных марок, изменениями в логистике и транспортировке, а также поведением Центрального банка РФ в направлении ключевой ставки. Но, даже несмотря на это, есть сервисы подписки, где можно автомобили в наличии и по вполне конкурентным ценам.
Сейчас подписку активно развивают финансовые организации, кто будет ключевыми игроками рынка дальше?
Автопроизводители десятилетиями были лидерами рекламного рынка и строили свои бренды. У каждого человека есть любимые марки или даже модели. И вы, и я будем при прочих равных выбирать те бренды, которые нам ближе, которыми мы уже пользовались, или, даже, может быть, мечтали с детства. Поэтому, на мой взгляд, как поставщика SaaS-решений для сервисов подписки, основной игрок на этом рынке – сам автопроизводитель.
В целом, мировые автомобильные тренды и запуски последних лет это подтверждают. Автопроизводители досконально знают свою аудиторию, знают, что больше всего любят пользователи в автомобилях марки. Но, с другой стороны, мы видим, что, в целом, любая компания, которая связана с авторынком – будь то финансовые организации, дилерские центры или владельцы больших автопарков могут работать в сфере подписки на автомобили. Ключевые требования тут – высокое качество сервиса и положительный клиентский опыт. Ну и высококлассные IT-решения, которые позволяют сделать операционное управление любым сервисом проще.