Аналитический проект Tinkoff Data провел исследование российского рынка каршеринга. В 2021 году в России пользователей каршеринга стало меньше на 12,4%, количество поездок снизилось на 7%, а средний чек за год вырос на 23%. В среднем один пользователь в месяц совершает 5 поездок на каршеринге.
В России услугу каршеринга предоставляют 18 операторов. Самые крупные из них по количеству поездок в российских городах-миллионниках — «Яндекс.Драйв», «Делимобиль», «Ситидрайв» (бывший YouDrive) и BelkaCar. По данным Tinkoff Data, «большая четверка» охватывает 99% всего рынка каршеринга.
В подсчетах учитывались траты клиентов Тинькофф-банка, которые хотя бы один раз в течение года оплачивали услугу каршеринга у любого оператора, включая регионального.
Кто делит рынок:
- Лидером рынка в 2021 году остался «Яндекс.Драйв» с долей 43% (против 54% в 2020 году).
- Следом идет «Делимобиль», чья доля в прошлом году выросла до 34% (в сравнении с 27% годом ранее).
- У «Ситидрайва» — 12%, в то время как в 2020 году было 8%. Доля BelkaCar не изменилась и составляет 10%.
- Еще 1% рынка делят небольшие региональные сервисы.
В Москве средний чек по итогам 2021 года в BelkaCar вырос примерно на 60% и сейчас составляет более 500 рублей.
Мы связываем это в первую очередь с увеличением дальности поездок, когда из-за дистанционного режима работы многие перебрались за город.
Увеличение среднего чека также фиксируют в каршеринге «Ситидрайв». Это связано это с ростом спроса на пакетные тарифы от двух часов до семи дней.
В «Делимобиле» в среднем по стране средний чек в 2021 году составлял около 320 рублей.
Этот вывод противоречит рыночным трендам, так как лишь 12% пользователей сервиса - клиенты Тинькофф-банка. Рынок растет органически, в 2021 году операторы наращивали автопарки, в то время как в 2020 году работа таких сервисов в первую волну пандемии прекращалась на 2,5 месяца. Таким образом, 2021 год не мог показать отрицательную динамику по количеству пользователей каршеринга.
Рынок каршеринга уже сформировался и консолидировался вокруг четырех игроков, новых компаний ожидать не стоит. Существующие компании делают ставку на прибыльность и оптимизацию расходов. В прошлом году действительно заметно увеличилась стоимость поездок из-за инфляционных издержек, включая подорожание в полтора раза новых машин и рост цен на бензин.
Эти факторы сохраняются и в первом квартале этого года, поэтому стоимость краткосрочной аренды продолжит расти вслед за инфляцией и удорожанием лизинга. Кроме того, каршеринговые сервисы — это IT-компании, а на фоне инфляции и дефицита кадров их зарплатные ожидания растут, поэтому удерживать таких сотрудников стоит дорого.