В 2021 году все чаще стали появляться новости о выходе российских компаний и холдингов на IPO. Рассказываем что это такое, кто уже выходил на биржи, и что изменится к 2023 году.
Что такое IPO?
IPO (Initial Public Offering) или первичное публичное размещение акций — это первая публичная продажа акций компании неограниченному кругу лиц. Компания выпускает акции и размещает их на бирже, а любой желающий инвестор или инвестиционный фонд может приобрести бумаги.
Чтобы выйти на биржу, у компании должна быть хорошая история бизнеса и прозрачная отчетность за несколько лет. Размещение акций на
Нью-Йоркской фондовой бирже может только компания стоимостью не менее $50 млн.
Выход имеет 3 этапа: подготовительный, основной и завершающий.
- Подготовительный: оценка компании, расчёт количества акций и их начальной цены, выбор наилучшего времени и места выхода, а также фондовой биржи.
- Основной: сбор предварительных заявок. Компания получает информацию о том, сколько акций инвесторы готовы купить и по какой цене.
- Завершающий: начало обращения ценных бумаг.
Основная цель выхода компании на IPO — это быстрое привлечение больших инвестиции для увеличения ее стоимости.
Кто уже вышел на IPO?
- Производитель электрических грузовиков Rivian. В ходе IPO компания привлекла 13,7 млрд долларов, а акции выросли на 47% по сравнению с первоначальной ценой.
- Китайский автопроизводитель электрокаров BYD привлек 5,6 млрд долларов, XPeng — 2,1 млрд и NIO — 2 млрд.
- 26 ноября стало известно, что управление по вопросам киберпространства Китая из-за опасений утечек конфиденциальных данных потребовало руководство агрегатора такси Didi продумать детали ухода с Нью-Йоркской биржи.
Все варианты ухода должны быть одобрены правительством. Среди рассматриваемых исходов — прямая приватизация или размещение акций в Гонконге сразу после ухода с Нью-Йоркской биржи.
Didi выкупит акции по минимальной по цене своего IPO в 14 долларов, что на 72% больше текущей стоимости. 24 ноября на закрытии американской биржи акции Didi стоили 8,11 доллара.
- В конце октября российский ретейлер Mercury Retail Group (объединяет сети «Красное & Белое» и «Бристоль») объявил о выходе на IPO на Московской бирже. В ходе сделки компания может быть оценена в 20–25 млрд долларов.
- Также в октябре стало известно о выходе на IPO Нью-Йоркской бирже сервиса по аренде и продаже недвижимости «ЦИАН».
- В начале октября каршеринг Делимобиль подал документы для выхода на IPO, однако в первых числах ноября было принято решение о перенесении сроков IPO на начало 2022 года. Подробнее в материалах:
Какие компании планируют выход на IPO?
- С 1 декабря на Московскую биржу выйдут около 80 иностранных компаний. Одна из них — американский кикшеринг и агрегатор такси Lyft. В списке также крупные компаний как Nasdaq, Airbnb, Domino’s Pizza, Gartner, Motorola Solutions и другие.
Для торгов будет доступно 521 акция и депозитарная расписка.
- В следующем году на биржу планирует выйти южнокорейский производитель аккумуляторов LG Energy Solution (LGES), который может привлечь около $10 млрд, по данным агентства Bloomberg.
Что изменится к 2023 году?
Bank of America спрогнозировал рост IPO в EV-секторе к 2023 году. Объем привлеченных средств составит около $100 млрд. Способствует этому массовая электрификация в автомобильной отрасли и рынках микромобильности.
К примеру, в прошлом году был впечатляющий рост акций в этом секторе. Компания Tesla почти удвоилась в цене в 2 раза.
Растущие инвестиции в EV-сектор, от аккумуляторов до готовых электрокаров, приведут к тому, что компании сначала будут выделять подразделения для развития электрических технологий, а затем будут выводить их на биржу.