В третьем блоке конференции кикшеринг-отрасли была поднята тема регулирования движения на самокатах. Обсуждались требования к СИМ, их положение на проезжей части и тротуарах, ограничения скоростного режима в различных зонах, оптимальное количество самокатов для операторов и обязательные требования к работе существующих и новых операторов.
Спикерами в данном блоке выступили:
- Владимир Луговенко, заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса РФ
- Алексей Шапошников, депутат Московской городской Думы
- Магомед Колгаев, глава проектов шеринга департамента транспорта Правительства Москвы
- Александр Шумский, руководитель проекта «Пробок.нет»
- Сергей Карлов, директор по взаимодействию с органами власти Whoosh
- Александр Новолокин, руководитель направления по взаимодействию с государственными органами и корпоративным отношениям Яндекс
- Дмитрий Ваньчков, заместитель руководителя комитета по транспорту СПБ
- Модерировала беседу главный редактор Inc. Russia Екатерина Кинякина
Главной темой беседы были поправки в ПДД, определяющие статус самоката. Поправки пока не приняты из-за конфликта ведомств.
Самое важное из грядущих нововведений можно узнать тут:
Владимир Луговенко: Текущий статус поправок в ПДД и позиция Минтранса
Кто использует СИМ? Это либо бывший пешеход либо водитель легкового транспортного средства. По сути СИМ — это быстро бегущий человек.
Преимущества средства индивидуальной мобильности:
- Использование СИМ значительно может повысить безопасность на дорогах, так как поток пассажиров оттягивается в сторону более безопасного транспорта.
- Снимается нагрузка с частного легкового транспорта
- Ареал обитания СИМ — это радиус 5 км от места жительства либо работы. Использование СИМ позволит существенно сократить время в пути.
Нужно четко урегулировать эти отношения. Минтранс выступает за то, чтобы поправки в ПДД быстрее были приняты.
Отдельное внимание спикер уделил новым дорожным знакам, которые появились в поправках.
«Это гибкая модель, если необходимо запретить или ограничить движение СИМ приходят новые дорожные знаки.»
Алексей Шапошников: Об инициативах Московской городской Думы в вопросах регулирования средств индивидуальной мобильности
- «Мы наконец подошли к тому, что будет четко прописано юридическое значение СИМ. Мы поддерживаем все новеллы касаемо новых поправок в ПДД».
- «Нам необходимо передать на региональный уровень некоторые способы урегулирования кикшеринга».
- «Я очень надеюсь, что эти изменения будут приняты. Потому что для пользователей все равно, примем мы новые поправки или перепишем ПДД заново».
Магомед Колгаев: Регулирование сервисов кикшеринга в Москве
- Принятие изменений на федеральном уровне — это непростой и длительный процесс, и дело не в наличии сложных бюрократических процедур.
- В 2019 году в Москве была принята первая версия оферты, направленная компаниям. Там содержались базовые требования.
- В 2020 году власти Москвы модифицировали оферту и добавили требование про сменную батарею.
- Первая часть новой оферты — это безопасность, самокат должен быть оснащен фонарем и звонком.
- Также есть некоторые запреты, например: езда в алкогольном состоянии, езда вдвоем и запрет на передвижение на СИМ до достижения 18 лет.
- Одной из новелл этого года стало расширение и распределение парка в пропорциях 30/30/40: не более 30% парка внутри Садового кольца, не более 30% между Садовым и ТТК, 40% парка за пределами ТТК.
- В столице все самокаты интегрированы в систему «ЕРНИС» для определения точек скопления самокатов и выявления проблемных локаций.
- Также, была проведена интеграция в приложении “Московский транспорт”. Благодаря этому, появилась возможность арендовать самокаты различных операторов в одном приложении и выстраивать мультимодальные маршруты.
Алексей Шумский: Решение проблем правового и инфраструктурного регулирования СИМ
- Представлено сравнения количества ДТП со смертельным исходом между самокатами и автомобилями: за 2021 год погибло 9 человек на электросамокатах и 12 тыс на автомобилях.
- На каждой улице должна быть своя полоса для СИМ, иначе все всегда будут удивляться, что они ездят по встречке. Если для них не будет инфраструктуры, они будут ездить по тротуарам
- «Я считаю, что подготовленные поправки нужно принимать, но намного важнее разработать новую редакцию ПДД, новые ГОСТы и СНиПы».
Сергей Карлов: Регулирование вопросов эксплуатации и размещения СИМ: комплексный подход
- В ПДД, фактически, средство индивидуальной мобильности мощностью менее 250 Вт приравнивается к пешеходу. Но СИМ по своим признакам гораздо ближе к велосипедам, регулирование и практика должны быть соответствующими исходя из этого.
- На муниципальном уровне есть только одна возможность влиять на СИМ — это размещение знака запрещающего движение СИМ мощностью менее 250 Вт.
- Законодательно у муниципальных органов есть возможность создавать транспортную инфраструктуру и они должны выходить из той реальности которая есть, население активно пользуется СИМ и голосует за СИМ как транспортное средство.
- Отмечены удачные кейсы в работе с городами. Например, зоны ограничений по часам. Они позволяют устанавливать скоростные ограничения только тогда, когда улицы наиболее загружены.
- Есть и негативные проявления в рамках работы с городами. Активно возникает практика применения 1300-ого постановления, что предполагает получения на каждую виртуальную парковку разрешения.
Александр Новолокин: Про региональное регулирование с учетом федеральных вводных
- Первая задача кикшеринга — транспортная. Сам по себе кикшеринг появился сравнительно недавно, сегодня им покрыты десятки городов, происходит рост числа операторов и городов присутствия, а, значит, и транспортная задача выполняется.
- Любой оператор кикшерига старается окупиться без какой-либо помощи со стороны государства, но движение должно быть двухсторонним, в том или ином виде, в Москве и Санкт-Петербурге помогают, в остальных ситуациях бизнес остается один на один.
- Поправки в федеральное законодательство помогут регионам закрепить понятие и понять статус самокатов в транспортной системе.
Дмитрий Ваньчков: Диалог власти с операторами и как это повлияло на Санкт-Петербург
- 2 года назад была создана рабочая группа, в которую вошли операторы кикшеринга и вело-активисты. Мы обсуждали, что необходимо определить места и способы размещения электросамокатов.
- В результате, в июне было подписано соглашение, оно работает и постоянно корректируется.