Бизнес-клуб «Атланты» и компания Smart Ranking составили рейтинг крупнейших транспортных шеринг-компаний России на 2020 год.
Как заявили Smart Ranking, рейтинг составлялся на основе данных о выручке крупнейших транспортных шеринг-компаний России с 2018 по 2020 год. Данные о выручке получены путем прямого опроса компаний или из официальной отчетности через систему Контур.Фокус.
Суммарная выручка топ-20 шеринг-компаний России за 2020 год составила 20,7 млрд. рублей. Это на 30% больше, чем в 2019 году.
Топ каршеринга
Лидером рейтинга по мнению составителей стал Яндекс.Драйв. Выручка компании за 2020 год составила 8,5 млрд. рублей. Делимобиль занимает второе место с выручкой 5,2 млрд. рублей. Третье место занимает компания BelkaCar с выручкой 2.7 млрд. рублей. Замыкает топ с миллиардной выручкой компания Ситидрайв — 1,1 млрд. рублей.
Данный рейтинг составлен на основании данных за 2018, 2019 и 2020 год. При этом, важно учитывать, что в 2020 году с 13 апреля по 25 мая каршеринг был полностью недоступен из-за ковидных ограничений, которые были полностью сняты лишь 9 июня.
«Результаты 2020 года оказались даже лучше, чем годом ранее, несмотря на полный запрет на деятельность на два с половиной месяца. Это связано в первую очередь с общим увеличением загрузки, так как сразу после локдауна значительно вырос спрос на услуги каршеринга. Выручка на одну машину BelkaCar выросла более чем на 60% по сравнению с уровнем до COVID-19».
В целом, рынок претерпел определенные изменения с 2020 года: так, например, YouDrive окончательно стал частью Ситимобила, в том числе сменив название на Ситидрайв, что вполне может повлиять на расстановку сил на рынке.
“Рынок сервисов каршеринга в России находится в стадии активного роста, поэтому мы уверены, что доли ключевых игроков будут еще заметно перераспределяться ближайшие несколько лет.
Безусловно, пандемия и последовавшие за ней ограничения не прошли бесследно для рынка. При этом каршеринг-сервис Ситидрайв не только полностью восстановился после непростого 2020 года, но и показывает уверенный рост.“
Данные о выручке были получены из открытых источников, в которых частные компании, которыми являются все лидеры рейтинга, не раскрывают всю полноту информации. Из-за этого достоверность данных рейтинга может быть поставлена под сомнение. Кроме того, не все эксперты согласны с корректностью составления топа на основании выручки.
“У нас вызывает вопросы методология рейтинга, потому что оценивать перспективность компании исключительно по выручке не совсем репрезентативно, на наш взгляд.
В частности, для текущего рейтинга выбрана была открытая информация за 2020 год. Но сейчас уже начался четвертый квартал 2021 года, поэтому оценивать компании по тому, что было 1,5 года назад, более чем нерепрезентативно.
Выручка, безусловно, важный показатель. Но, на наш взгляд, смотреть нужно в первую очередь на динамику поездок. Например, у нас в сутки их более 120 тысяч. Смотреть нужно на то, как прирастает парк автомобилей. У нас сейчас более 17,5 тысяч машин в парке.
Смотреть нужно на то, какая загрузка одной машины в сутки, на число пользователей сервиса. Все это нужно оценивать в совокупности.
Мы понимаем, что не всегда компании могут делиться такой информацией. И также ограничены в раскрытии некоторых параметров. Но делать оценку исключительно по одному показателю выручки, взятой из открытых источников полуторагодичной давности, не совсем корректно.”
Топ кикшеринга
Рынок кикшеринга возглавляют две компании: Urent и Whoosh. Они и стали лидерами рейтинга, рассчитанного по формуле Smart Ranking. Так, выручка Whoosh за 2020 год составила 855 млн. рублей, в то время как выручка Urent 800 млн. рублей.
“Само появление такого рейтинга показывает, что шеринговые сервисы стали неотъемлемой частью повседневной жизни россиян и российских городов. На сегодняшний момент Urent уже является крупнейшим сервисом шеринга электросамокатов в России с точки зрения размера парка и географии присутствия (наш парк насчитывает 50 тысяч электросамокатов в более чем 60 городах и географиях). В ближайшие три года цель компании — построить самый массовый сервис городской микромобильности в стране. Мы планируем расширять географию, увеличивать предложение как за счет различные продуктовых решений (тарифов, абонементов и тд), так и за счет различных видов микромобильного транспорта.
Электросамокаты должны стать таким же привычным общественным транспортом как метро или автобус.
К рейтингу кикшерингов у экспертов возникли те же вопросы, что и к рейтингу каршерингов: насколько корректно сравнивать исключительно выручку и только по данным из открытых источников.
Топ велошеринга
Возглавляет рейтинг компания Велобайк с выручкой 592.7 млн. рублей. На втором месте расположился Smart Bike с выручкой в 70,1 млн. рублей. Замыкает рейтинг компания Lucky Bike с 38 млн. рублей.
Чего стоит ждать?
Можно сделать вывод, что рынок транспортного шеринга в ближайшие годы будет представлен двумя основными сегментами. При этом, в России потенциал кикшеринга в ближайшие четыре-пять лет на голову выше, чем у каршеринга. У кикшеринга нет многих стоп-факторов: не нужны права, инвентарь дешевле, и этот тот бизнес, с которым могут работать предприниматели с маленькой выручкой в небольших городах, чего не может позволить себе каршеринг. Они не так зависимы от инфраструктуры и льгот, предоставляемых городами»
В качестве перспективного направления некоторые участники рынка называют “автомобиль по подписке”.
«Целый ряд игроков вышел в этом сегменте и показывает феноменальный рост, хотя это и рост от малых цифр». Рынок каршеринга также ждет дальнейшее обострение конкуренции и как следствие — консолидация и сделки.