Что происходит?
Кикшеринг на территории Ростова-на-Дону появился в 2019 году, тогда компания Urent делала тестовый заход в город и уже в 2020 году завезла в Ростов-на-Дону 500 электросамокатов. В 2021 году в городе начал работать Whoosh.
На данный момент операторы в городе работают с помощью технологии виртуальных парковок. Виртуальные парковки позволяют пользователям увидеть конкретную зону на карте и оставить в ней самокат, что позволяет избежать хаоса на тротуарах, так как приложение не позволит завершить поездку вне этой самой зоны.
В начале августа, губернатор Ростовской области потребовал от властей принять меры для минимизации проблем и неудобств, которые приносят пользователи электросамокатов другим участникам движения. В результате этого мэрия Ростова-на-Дону вынесла на общественные обсуждения «Проект внесения изменений в Правила благоустройства территорий города«, который вводит ряд ограничений для операторов и приравнивает стационарные парковки к малым архитектурным формам (например: киоскам или платежным терминалам).
Также Администрация планирует контролировать стиль оформления парковок и зону размещения электросамокатов.
“Если мы с вами откроем этот проект, станет очевидно, что его авторы слабо различают прокат гироскутеров в парке и кикшеринг: об этом говорит и использование термина «прокат» и сама инициатива создать «пункты размещения». Весь смысл кикшеринга как транспорта последней мили (а это то, к чему должен стремиться каждый город — разгрузить дороги от машин, увеличить количество способов перемещения, построить удобную мультимодальную транспортную систему) именно в том, чтобы взять его там, где тебе удобно, и поехать туда, куда тебе нужно. Создание «пунктов проката» сведет все перемещение к прогулкам по парку.“
В распоряжение редакции поступило совместное заявление компаний Whoosh и Urent по планируемым изменениям. В заявлении компании указали, что Администрация города Ростова-на-Дону планирует внести еще несколько нововведений, которые не выносились на обсуждение с компаниями:
- Власти города планируют добавить дополнительные зоны ограничения скорости и зоны запрещающие передвижение на средствах индивидуальной мобильности.
“Очевидно, что в каждом городе есть места, где большое количество пешеходов не позволяет электросамокатам безопасно перемещаться на высокой скорости. Поэтому ограничение скорости в «медленных зонах» и установка нескольких запретных для электросамокатов зон — это совершенно стандартная практика для городов, которые ведут диалог с операторами кикшеринга и настроены на взаимовыгодное сотрудничество. В Москве таких «медленных зон» около 100, и компании с пониманием относятся к этому, искусственно ограничивая скорость средств индивидуальной мобильности”.
Кроме того, сообщается, что ГИБДД стало чаще останавливать людей на электросамокатах и проверять их мощность. Также участились случаи эвакуации шеринговых самокатов на штрафстоянки.
Почему собственные стационарные парковки — это плохая идея?
1. Стационарные парковки убьют транспортные поездки
Сервис кикшеринга доступный жителям Ростова-на-Дона позволяет использовать кикшеринг не только как досуговое средство, но и как альтернативу общественному транспорту. По данным операторов, значительная часть поездок является транспортными. Это возможно только благодаря большому количеству виртуальных парковок, которые позволяют пользователям планировать свой маршрут.
“Мы полагаем, что меры регулирования, предложенные в проекте, не учитывают интересы не только компаний-операторов кикшеринга, но и в первую очередь интересы обычных граждан, которые полюбили электросамокаты как альтернативный вид транспорта — по нашим данным, более половины поездок в Ростове совершаются не с целью развлечения, а именно для передвижения по городу на небольшие расстояния.”
2. Виртуальные парковки не бесконтрольны
Многие города находятся во взаимодействии с компаниями, для того чтобы прийти к наиболее рациональному решению. Так, например, в Москве действуют те же самые виртуальные парковки, только по договоренности с городом они закреплены за велопарковками, установленными в столице. При этом город заинтересован в развитии транспорта последней мили и потому постоянно увеличивает количество парковок. Кроме того, виртуальные парковки легко назначить, и также легко убрать, если парковка кому-то мешает.
Скорость организации виртуальных парковок очень высокая: можно оперативно запустить целый район города, переместить парковку или по просьбе граждан отметить новую, мы это практикуем. И эта оперативность значительно снизится, если будет принято решение об организации стационарных парковок.
Модель виртуальных парковок позволяет обеспечить беспрепятственный доступ к самокатам жителям отдаленных городских районов, а зоны стационарных парковок по определению будут охватывать лишь наиболее популярные места массового скопления горожан.
Кроме того, компании не заинтересованы в скоплении большого количества самокатов в одном месте. У крупнейших операторов есть специальные команды, которые разгружают парковки со скоплением самокатов и наводят порядок:
«Мы используем скаутов — это сотрудники, которые собирают самокаты, оставленные пользователям и возвращают их на парковки, поддерживают на них порядок».
В городе помимо кикшеринга, представлены компании велошеринга, которые также используют технологию виртуальных парковок, но у властей Ростова-на-Дону вопросов к ним не появляется.
3. Никому не будет лучше
Администрация города предлагает вместо 1 виртуальной парковки установить несколько стационарных парковок, каждая для отдельного оператора. Если власти хотят сохранить транспортные поездки, то таких стационарных парковок потребуется большое количество, что вряд ли сделает улицы удобнее. Если же установить недостаточное количество стационарных парковок, то первыми от этого пострадают сами жители, так как станет сложнее строить мобильные маршруты передвижения по городу.
“По замыслу администрации города планируется, что у каждого шеринга будут свои парковки. Там, где сейчас стоит одна парковка, появится 4-5, и каждая из них - в виде стационарной конструкции. Это дополнительно затруднит движение по улице, ухудшит облик города.”
4. Это все требует множества вложений
Помимо всего выше сказанного, установка стационарных парковок добавит финансовых затрат.
“В отличие от Москвы, которая на протяжении нескольких лет последовательно увеличивает количество велопарковок, в Ростове их практически нет. Авральное создание инфраструктуры приведет к существенным финансовым затратам”.
Есть ли решение?
В некоторых городах есть практика визуально обозначать парковочные места (с помощью разметки на асфальте) — это помогает пользователям оставлять самокаты в правильном месте. Возможно, это решение подходит и для Ростова-на-Дону, считают представители компаний.
"На сегодняшний день наиболее подходящим вариантом организации парковок в Ростове-на-Дону нам видится нанесение соответствующей разметки на асфальт. Это позволит упорядочить размещение электросамокатов без дополнительных затрат со стороны города. Разметка на парковке точно определит место размещения самоката, будет сложно промахнуться и оставить его, например, поперек движения пешеходов".