Наш канал в Телеграм

Поправки про электросамокаты в ПДД. Мы все прочитали и рассказываем, что там написано

Все основные изменения в одном месте

Что случилось?

Россия переживает бум развития микроэлектротранспорта. И если моноколеса и сигвеи не особо популярны, то с появлением кикшеринга электросамокаты стали очень востребованным транспортом для коротких поездок и развлечения, как в Москве, так и в других регионах страны.

В Москве, по данным Дептранса, с начала года на шеринговых самокатах совершено более 23 млн поездок (почти в 3 раза больше, чем за весь 2021 год). Но при этом в ПДД просто отсутствовали положения, которые касаются перемещения на электросамокатах.

Электросамокаты, которые могут разгоняться до 25 км/ч (а некоторые модели и более), не должны стоять в одном ряду с обычными мускульными самокатами, а также должны подчиняться иным правилам, нежели пешеходы. В течение сезона 2021 года многие города по примеру столицы на местном уровне ограничили максимальную скорость электросамокатов и установили особые зоны, в которых запрещено перемещаться на кикшеринге. Но правовой статус пользователей электросамокатов все равно остался неопределен (вот, например, история о том, как человека в Казани оштрафовали за езду на кикскутере по велодорожке).

В октябре этого года стало известно, что Минтранс представил финальную редакцию поправок к ПДД. Поправки должны вступить в силу с 1 марта 2023 года.

История работы над поправками

Первая редакция документа появилась еще в 2019 году, а поправки с правилами регулирования движения электросамокатов, моноколес и прочих средств индивидуальной мобильности (СИМ) многократно обсуждались и перерабатывались. В разработке новых правил активное участие принимала профильная команда Департамента транспорта Москвы. Теперь, после согласования с ГИБДД и правительством Москвы, документ вышел на финальную прямую.

Что поменяется?

Пояснительная записка к проекту поправок четко определяет цель: определение статуса участников дорожного движения, использующих современные технические средства передвижения, в том числе электросамокаты, гироскутеры, моноколеса, сигвеи и другие.

Что предлагают поправки:

  • ввести термин «Средство индивидуальной мобильности (СИМ)» и его определение;
  • установить преимущество (приоритет) пешеходов во всех случаях совмещенного движения с велосипедистами и лицами, использующими СИМ;
  • установить ограничение скорости движения СИМ (25 км/ч), ограничить массу СИМ, имеющего право для совмещенного передвижения с пешеходами – 35 кг;
  • установить правила передвижения на СИМ по тротуарам, пешеходным и велопешеходным зонам, велодорожкам и обочине;
  • ввести новые дорожные знаки.

Больше не пешеход?

Раньше пользователи СИМ приравнивались к пешеходам, а теперь — к велосипедистам. Но пользователь становится пешеходом, если слезет с СИМ и пойдет пешком.

Новая редакция термина «Пешеход» (абзац 40, п. 1.2)

«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, 
ведущие средство индивидуальной мобильности
, велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Согласно п. 6.5, лица, использующие для передвижения СИМ, должны руководствоваться сигналами светофора в виде силуэта пешехода (движение по тротуару, пешеходной дорожке) либо велосипеда (движение по велосипедной, велопешеходной дорожкам, полосе для велосипедистов), либо сигналами светофора для машин (движение по краю правой полосы проезжей части на дорогах с ограничением скорости до 60 км/ч).

Понятие СИМ теперь закреплено в ПДД РФ как «транспортное средство», как, например, велосипед. Это позволит привлекать пользователей к административной ответственности.

«Средство индивидуальной мобильности» – транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).

абзац 56, п. 1.2

Также будет добавлено уточнение о том, что термин «Механическое транспортное средство» не распространяется на средства индивидуальной мобильности и велосипеды (абзац 18, п. 1.2).

В целом, ранее существовавший раздел «24. Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов» теперь будет переименован в «24. Дополнительные требования к движению велосипедистов, водителей мопедов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности», и будет содержать основные правила, касающиеся СИМ.

Новые знаки

Изменения также коснутся и знаков:

  • Знак «Движение пешеходов запрещено» (3.10) теперь изложен следующим образом: «Запрещается движение пешеходов, а также лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности»;
  • Описание знака «Пешеходная дорожка» (4.5.1) теперь подразумевает, что по ним можно перемещаться и средства индивидуальной мобильности;
  • «Дорога с полосой для велосипедистов» (5.11.2) теперь обозначает дорогу, по которой также можно перемещаться лицам, управляющим средствами индивидуальной мобильности;
  • «Пешеходная зона» (5.33) наравне с велосипедами разрешает перемещаться на СИМ.

Также добавлено несколько новых знаков:

Табличка 8.4.8(1) распространяет действие на лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности

Табличка 8.4.16 не распространяет действие знака на лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности

3.35 «Движение на средствах индивидуальной мобильности запрещено»

Где же ездить?

В первую очередь хочется отметить, что теперь законом будет установлено максимальное ограничение скорости — 25 км/ч (п. 24.6).

Появились и другие запреты:

  • ездить на СИМ вдвоем;
  • ездить в состоянии алкогольного опьянения;
  • ездить по дороге обозначенной знаком «Движение СИМ запрещено».

За нарушение правил ПДД для СИМ (ст. 12.29 КоАП) предусмотрен штраф 800 руб.

Еще введен запрет на перемещение на СИМ по дорогам с ограничением скорости больше 60 км/ч, а также по магистралям и дорогам только для механических ТС. За создание препятствий другим участникам (ст. 12.30 КоАП) предусмотрен штраф 1000 руб.

Также штрафов за езду на электросамокате по велодорожке больше не будет: определения «Велосипедная дорожка», «Велосипедная зона» и «Велопешеходная дорожка» теперь официально содержат указание, что на СИМ по ним можно ездить.

Новые определения «Велосипедная дорожка», «Велосипедная зона» и «Велопешеходная дорожка»

абзац 6, п. 1.2
«Велосипедная дорожка» — конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, и обозначенный знаком 4.4.1 

абзац 7, п. 1.2
«Велосипедная зона» — территория, предназначенная для движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33.1 и 5.34.1 

абзац 43, п. 1.2
«Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)» — конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов, лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, и обозначенный знаками 4.5.2 — 4.5.7 

Теперь глава 24 разделяет лиц, управляющих средствами индивидуальной мобильности, на три категории, от которых зависит то, как и где можно ездить:

  • Младше 7 лет
    только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон и только в сопровождении взрослых (п. 24.4.)
  • От 7 до 14 лет
    только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон (п. 24.3.)
  • Старше 14 лет
    по велосипедной, велопешеходной дорожкам, проезжей части велосипедной зоны или полосе для велосипедистов (п. 24.1.)



Приоритет движения СИМ. Для людей старше 14 лет действует следующая иерархия:

  1. Велосипедная, велопешеходная дорожки, велосипедная зоны или полоса для велосипедистов;
  2. Если их нет — можно по тротуару, пешеходной дорожке;
  3. Если их нет — можно по обочине;
  4. Если нет даже обочины — можно по правому краю проезжей части дороги, на которой скорость ограничена до 60 км/ч.

Но мы очень рекомендуем прочитать пересказ нового пункта в более подробном изложении, потому что там есть и другие важные моменты и исключения.

Краткий, но подробный пересказ нового п. 24.2.1
  • Можно ехать в пешеходной зоне, если СИМ весит не более 35 кг.

  • Можно ехать по тротуару, пешеходной дорожке, если:
    • СИМ весит не более 35 кг;
    • нет велосипедной и велопешеходной дорожек, полосы для велосипедистов либо нет возможности двигаться по ним;
    • ребенка до 7 лет на СИМ сопровождает взрослый.

  • Можно ехать по обочине, если нет велосипедной и велопешеходной дорожек, полос для велосипедистов, тротуаров и пешеходных дорожек, или отсутствует возможность двигаться по ним.

  • Можно ехать по правому краю проезжей части, если (должны быть соблюдены все условия):
    • вообще ничего нет (велосипедной и велопешеходной дорожек, полос для велосипедистов, тротуаров и пешеходных дорожек, даже обочины нет, или отсутствует возможность двигаться по ним);
    • скорость на дороге ограничена 60 км/ч;
    • на дороге разрешено движение велосипедов;
    • СИМ оборудован тормозами, звуковым сигналом, фарой (фонарем) белого цвета спереди и световозвращателями белого (спереди), оранжевого или красного (по бокам), красного (сзади) цвета.

К слову, при езде по правому краю проезжей части, можно ехать только в один ряд, запрещены обгон или объезд с левой стороны (первый абзац п. 24.5). А еще п. 4.1 закрепляет, что лица, передвигающиеся на велосипедах и СИМ по краю проезжей части, должны следовать по ходу движения транспортных средств (в отличие от пешеходов, которые должны идти навстречу движению транспортных средств).

Кто главней?

Приводим краткий пересказ новых редакций статей, устанавливающих приоритеты для всех участников дорожного движения.

1. Движение, совмещенное с пешеходами (п.24.6)
— Во всех случаях совмещенного с пешеходами движения людей на СИМ, пешеходы имеют приоритет
— Если движение на СИМ по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон (включая велосипедные дорожки, находящиеся в пешеходных зонах) подвергает опасности или создает помехи для движения пешеходов, человек на СИМ спешивается или сбавляет скорость до пешеходной.

2. Пересечение СИМ проезжей части вне перекрестка (п.26.4. прим.)
Велосипедист или лицо на СИМ обязаны уступить дорогу другим участникам дорожного движения.

3. На велосипедных дорожках (п. 4.1)
Пешеходы должны уступать дорогу велосипедистам и лицам, использующим для передвижения СИМ.

4. При выезде машины на дорогу с прилегающей территории и съезде с дороги (п. 8.3.)
При выезде и съезде водитель уступает дорогу пешеходам, велосипедистам и лицам на СИМ, движущимся по ней.

5. Если машина поворачивает направо или налево (п. 13.1.)
Водитель обязан уступить дорогу пешеходам, лицам на СИМ и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

6. На пешеходных переходах (п. 14.3)
На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам и лицам, использующим СИМ, закончить пересечение проезжей части.

7. В жилой зоне (п. 17.1.)
Пешеходы могут перемещаться как по тротуарам, так и по проезжей части, и имеют преимущество. Однако пешеходы не должны создавать на проезжей части необоснованные помехи для движения транспортных средств и лиц, использующих для передвижения СИМ.

8. При выезде машины из жилой зоны (п. 17.3)
Водители и лица, использующие СИМ, обязаны уступить дорогу другим участникам дорожного движения.

9. В велосипедной зоне (24.11.)
Велосипедисты и люди на СИМ имеют преимущество перед механическими транспортными средствами.

Что еще нужно знать?

Велосипедистам, водителям мопедов и людям на СИМ запрещается (п. 24.8):

  • управлять средством передвижения, не держась за руль хотя бы одной рукой;
  • перевозить груз, выступающий более чем на полметра или мешающий управлению;
  • перевозить пассажиров и перевозить детей до 7 лет, если это не предусмотрено оборудованием или конструкцией велосипеда или СИМ;
  • пересекать дорогу по пешеходным переходам (то есть нужно спешиваться);
  • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах).

Дополнительные меры для кикшеринга, принимаемые в Москве:

  • автоматическое ограничение скорости до 25 км/ч;
  • установка медленных зон для всех арендных самокатов;
  • тестирование прототипа устройства на базе камеры с обработкой видеопотока и данных сенсоров для определения ситуаций опасного вождения самоката;
  • проработка подключения к медленным зонам всех ввозимых в РФ самокатов.
Правила сообщества
  • будьте вежливы, уважайте участников;
  • старайтесь оставлять информативные, полезные и интересные комментарии;
  • соблюдайте действующее законодательство;
  • мы не приветствуем размещение промокодов и рекламы;
  • вы тоже можете стать автором или участником проекта и продвигать свои промокоды;